Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 22.12.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на разработку проектной документации по объекту: "Строительство путепровода на железнодорожной станции Любань на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Павлово-Мга-Шапки-Любань-Оредеж-Луга" (далее - конкурс).
По результатам конкурса между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0035 от 27.03.2017 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 01.06.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте указанной в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.2. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что Участник с 2020 перестал выходить на связь, часть работ осталась неисполненной.
Ввиду установленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ленинградского УФАС указал, что с одной стороны односторонний отказ принят правомерно, однако Заказчик отметил, что не настаивает на включении данного Участника в РНП, поскольку вышеуказанная мера несоразмерна осуществленным Обществом действиям.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомилась с решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-42101/2019, которым с Общества взысканы штрафные санкции в пользу Заказчика, при этом выявлены следующие обстоятельства: "В соответствии с пунктами 1.2., 1.3. Контракта Исполнитель обязуется в установленный срок по заданию Заказчика в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Расчетом стоимости (Приложение N 2 к Контракту), Календарным планом (Приложение N 3 к контракту), условиями Контракта и требованиями законодательства, установленными для данного вида работ выполнить Работы, а Заказчик обязуется принять их и обеспечить оплату по Контракту.
Пунктом 2.2. Контракта предусмотрено, что работы выполняются поэтапно, а окончание каждого из этапов определяется Календарным планом (Приложение N 3 к Контракту). Таким образом, этап 1.1 должен был быть окончен через 70 дней с даты заключения Контракта - 5.06.2017, этап 1.2 через 420 дней - 21.05.2018, этапы 2.1 и 2.2 через 480 дней - 20.07.2018.
Согласно п. 2 ст. 708 ГК РФ, указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 11.3 Контракта сроки начала и окончания работ могут быть сдвинуты на срок действия обстоятельств непреодолимой силы, а также последствий, вызванных этими обстоятельствами.
В виду несогласия жителей г. Любани с местом размещения проектируемого путепровода, ими в адрес Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко было направлено коллективное письмо. С учетом того, что на дату 25.09.2017 документация по планировке территории так и не была утверждена, Заказчик, предполагая, что ее утверждение может быть и далее отложено для рассмотрения альтернативных вариантов размещения путепровода, направил Исполнителю письмо исх. N 17-2514/17- 0-0 от 25.09.2017 с просьбой приостановить Работы по Контракту и приложением указанного выше коллективного письма в обоснование приостановки.
Таким образом, в период с 25.09.2017 по 25.10.2017 работы были приостановлены, и, учитывая данный факт, сроки окончания выполнения Работ изменились следующим образом: этап 1.2 через 420 дней с даты заключения Контракта - 20.06.2018, этапы 2.1 и 2.2 через 480 дней - 19.08.2018.
Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией по утверждению документации, между сторонами Контракта 30.10.2017 было заключено дополнительное соглашение N 2, которым изменилось содержание этапов Работ. А именно, все работы, зависящие от утверждения документации по планировке территории линейного объекта, перенесены из этапа 1.1 на более продолжительный этап 1.2, чем Исполнителю была предоставлена возможность предоставить материалы по планировке и межеванию территорий в срок.
Согласно пункту 8.2. Контракта работы считаются законченными с момента предоставления Заказчику документации, предусмотренной Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), составленных и подписанных Исполнителем Акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат, счета, счета-фактуры, накладной, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной и сметной документации после выполнения последнего этапа Работ. В нарушение сроков, установленных пунктом 2.2. Контракта и Календарным планом, Исполнитель закончил выполнение этапа 1.1 - 01.11.2017 (148 дней просрочки), этапа 1.2 - 19.10.2018 (120 дней просрочки), этапа 2.1 - 07.12.2018 (108 дней просрочки) что подтверждается Актами о приемке выполненных работ N 1 от 01.11.2017, N 2 от 19.10.2018, N 3 от 07.12.2018.
Выполнение завершающего этапа 2.2 на дату 01.04.2019 не окончено, однако, следует учитывать, что Актом от 08.12.2018 работы по Контракту приостановлены на период подачи проектно-сметной документации на прохождение государственной экспертизы и заключение государственного контракта на ее прохождение".
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 01.06.2022.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте и направлено Участнику с использованием обязательного способа уведомления об одностороннем расторжении контракта Почтой России, а также по адресу электронной почты, указанной в Контракте.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
Комиссия соглашается с позицией Заказчика о том, что в рассматриваемом деле у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе.
При этом, Комиссия Ленинградского УФАС не может в рассматриваемом деле руководствоваться лишь (в том числе) правомерным односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта, на которые обращает внимание, в том числе сам Заказчик.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе анализа материалов дела находят свое подтверждение факты того, что Участник все-таки стремился исполнить обязательства и имел ряд сложностей, которые не зависели ни от него, ни от Заказчика.
В связи с чем, Комиссия соглашается с позицией Заказчиком, что односторонний отказ принят по основаниям, предусмотренными Контрактом, тем не менее принимает во внимание ситуацию, связанную с несогласием жителей г. Любани, последующими сложностями в прохождении экспертизы, учитывает, что из цены Контракта 21 496 033,36 рублей стоимость исполненных Подрядчиком обязательств составляет 18 552 764,77 а также принимает во внимание, что сам Заказчик считает меру в виде включения в РНП несоразмерной (с учетом того, что судом уже взысканы в пользу Заказчика соответствующие штрафы).
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что примененные к Обществу гражданско-правовые санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков в рамках дела А56-42101/2019 достаточной мерой, по сравнению с исключительной мерой в виде включения сведений в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Ленгражданпроект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 июля 2022 г. N 047/06/104-1937/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022