Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии" (далее - Заказчик) - Цыганков В.О., Сеттаров А.Ш. (по доверенности);
- ИП Лялякин Алексей Александрович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка расходных материалов и принадлежностей лабораторных (поликлиники)" (извещение N 0375200036222000205) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно пункту 1, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Заказчик в позиции 34 и 35 в техническом задании указывает оригинальный товар без аналогов. Считаем, что это ограничивает конкуренцию".
Согласно ОПИСАНИЮ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) по позиции 34 и 35 установлены следующие параметры (показателя) товара:
1. |
Наконечник пипетки |
Объем 5000 мкл |
Соответствие |
Наличие цвета термоиндикатора на штативе |
Соответствие |
||
Материал наконечника полипропилен |
Соответствие |
||
Наличие апирогенности |
Соответствие |
||
Наличие возможности автоклавирования |
Соответствие |
||
Наличие вакуумной упаковки штатива |
Соответствие |
||
Наконечники оригинальные Sartorius, произведены и предназначены для работы только с дозаторами Biohit. Совместимые (не оригинальные) наконечники иных производителей к поставке недопустимы |
Соответствие |
||
Возможность автоклавирования при 121°С, 20 мин. |
Соответствие |
||
Сертифицированы на отсутствие ДНКаз, РНКаз , эндотоксинов и апирогенность |
Соответствие |
||
Длина наконечника, мм: 150 |
Соответствие |
||
Диаметр в самой широкой части, мм: 15 |
Соответствие |
||
Фасовка в штативе, шт: 50 |
Соответствие |
||
Сертификат качества |
Наличие |
||
Сертификат CE/IVD |
Наличие |
||
2. |
Наконечник пипетки |
Объем 1-10 мл |
Соответствие |
Длина, мм: 243 |
|
||
Деления |
Наличие |
||
Наконечники оригинальные Eppendorf, произведены и предназначены для работы только с дозаторами Eppendorf. Совместимые (не оригинальные) наконечники иных производителей к поставке недопустимы |
Соответствие |
Согласно возражениям Заказчика:
"_Исходя из положений норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в их взаимосвязи следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором и не направлены на максимальное расширение круга потенциальных участников, преследующих цель извлечения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Опыт использования "совместимых" или, как указано в жалобе, "аналогов", негативно повлиял на работу ЛПУ в связи с тем, что "совместимые" наконечники или "аналоги" оригинальных наконечников ввиду своей конструктивной особенности неплотно прилегают к носику дозирующего устройства и, как следствие, наконечник с набранной биологически опасной жидкостью спадает с дозатора, что как минимум, требует дополнительной работы с такими жидкостями, и как максимум, несет риски непосредственно для лаборанта.
Позиции, указанные в настоящей жалобе, являются медицинскими изделиями. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N323-ФЗ следует, что на медицинские изделия, зарегистрированные в установленном порядке и разрешенные к обращению на территории Российской Федерации, не налагается каких-либо ограничений к перепродаже третьим лицам.
В ходе проведения электронного аукциона было подано 3 заявки, предложения о цене товара делали 3 участника, снижение начальной максимальной цены контракта в ходе проведения электронного аукциона составило 22,5%, что означает согласие с условиями извещения в части поставки требуемых товаров, указанных в описании объекта закупки, т.е. "оригинальных" в т.ч. подтверждает отсутствие нарушений в части ограничения конкуренции".
Проанализировав материалы дела, заслушав пояснения заказчика Комиссией Крымского УФАС установлено следующее.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заказчиком также даны пояснения, что в соответствии со сведениями Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий по регистрационным удостоверениям изготовителя "Сарториус Биохит Ликвид Хэндлинг Ой" NФСЗ 2012/12201, ФСЗ 2012/12200, РЗН 2020/9707, РЗН 2019/9349, изготовителя "Эппендорф АГ" NФСЗ 2011/11028, ФСЗ 2009/04520, сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях отсутствуют.
Заказчиком также даны пояснения, согласно которым: В соответствии с руководством по эксплуатации дозаторов "Сарториус Биохит Ликвид Хэндлинг Ой" указано следующее:
1. Предназначение. Рекомендуется использовать наконечники Optifit или SafetySpace_ с фильтром для обеспечения оптимальной совместимости с дозаторами Sartorius и эффективности работы (стр. 74);
2) 6.2. Установка сменных наконечников. Для достижения наибольшей точности при работе с дозаторами Proline рекомендуется использовать оригинальные наконечники производства Sartorius (стр. 78);
3) 11. Перечень возможных неисправностей и способы их устранения (стр. 85). Характер неисправности: На внутренней поверхности сменного наконечника остаются
частицы воды.
Возможная причина: Использован неподходящий сменный наконечник.
Способ устранения: Используйте оригинальные наконечники Sartorius.
Характер неисправности: Подтекание или недобор жидкости дозатором.
Возможная причина: Применяется неподходящий сменный наконечник.
Способ устранения: Используйте оригинальные наконечники Sartorius.
В соответствии с руководством по эксплуатации дозаторов "Эппендорф АГ" указано следующее: Дозатор "Eppendorf Research plus" является продуктом общего лабораторного использования. В комбинации с относящимися к нему наконечниками он служит для переноса жидкостей в указанном диапазоне объемов (стр. 9);
2) ОСТОРОЖНО! Опасность для людей в результате грубой халатности: Начинать диспенсирование жидкости только в том случае, если оно может пройти безопасно (стр. 9);
3) ОСТОРОЖНО! Снижение безопасности из-за использования неподходящих принадлежностей и запасных частей. Принадлежности и запасные части, не рекомендованные компанией Eppendorf, снижают уровень безопасности, ухудшают функционирование и точность прибора. За ущерб, возникший в результате использования нерекомендованных принадлежностей и запасных частей или ненадлежащего использования прибора, компания Eppendorf не несет никакой ответственности. Используйте только рекомендованные компанией Eppendorf принадлежности и оригинальные запасные части (стр. 10);
4) Устранение неисправностей:
5.1.2 Процесс дозирования (стр. 21)
Признак/сообщение: Жидкость капает из наконечника, и/или дозируемый объем неверный.
Возможная причина: Наконечник для дозатора установлен неплотно.
Устранение неисправностей: Используйте наконечники для дозатора epT.I.P.S.
5.1.3 Наконечник для дозатора (стр. 22)
Признак/сообщение: Наконечник для дозатора установлен неплотно.
Возможная причина: Наконечник для дозатора не подходит.
Устранение неисправностей: Используйте наконечники для дозатора epT.I.P.S".
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Описание объекта закупки разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций и потребностей пациента. Объект закупки, в том числе характеристики подлежащего к поставке товара, определяются исходя из потребностей пациента, нацелены на оказание неотложной и экстренной медицинской помощи при заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
На участие в закупке подано 3 заявки, снижение составило 22%.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду установления в требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 июля 2022 г. N 082/06/106-831/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022