Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Федеральной налоговой службой (далее - Заказчик),о включении информации об ООО "Смарт Текнолоджис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 28.06.2022
N 231-ФЗ) (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "Смарт Текнолоджис" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратных платформ защищенной печати и тиражирования документов (номер извещения в ЕИС - 0173100007821000024).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 714 033 356,45 руб.
Между Заказчиком и ООО "Смарт Текнолоджис" (далее - Поставщик) заключен государственный контракт от 02.08.2021 N 5-6-02/143 (далее - Контракт), цена которого составила 685 471 435,80 руб.
На основании пункта 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить программно-аппаратные платформы защищенной печати и тиражирования документов (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар по адресам грузополучателей Заказчика, указанным в спецификации, в сроки, указанные в графике поставки Товара (приложение N 2 к Контракту).
Графиком поставки Товара (приложение N 2 к Контракту) установлено, что поставка Товара осуществляется в 2 этапа. Срок поставки Товара по этапу 1 - не позднее 30.11.2021. Срок поставки Товара по этапу 2 - не ранее 10.01.2022 и не позднее 11.05.2022.
Как следует из приложения N 1 к спецификации (приложение N 1 к Контракту), цена поставляемого Товара по этапу 1 составляет 322 560 392, 56 руб., цена поставляемого Товара по 2 этапу составляет 362 911 629, 65 руб.
Согласно материалам Обращения Поставщиком осуществлена частичная поставка Товара по 1 этапу на общую сумму 203 289 783,60 руб.,что подтверждается актом приема-передачи товара от 23.12.2021
N 5-6-02/143-А1.
Поставка Товара по 2 этапу осуществлена Поставщиком также частично, на общую сумму 133 898 770,92 руб., что подтверждается актом приема-передачи товара от 18.05.2021 N 5-6-02/143-А2.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что в установленный Контрактом срок Поставщиком не поставлен Товар в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.06.2022 (далее - Решение).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона
N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) установлено,что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком 08.06.2022 Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом и электронным письмом по адресу Поставщика.
Поставщик письмом от 16.06.2022 N исх. 375/И проинформировал Заказчика о получении Решения. Указанное письмо получено Заказчиком 16.06.2022, что является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом Решении поставка Товара в полном объеме не произведена, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 28.06.2022.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ) заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, регламентированный срок направления Заказчиком соответствующих сведений в ФАС России - 01.07.2022.
Вместе с тем Обращение о включении информации о Поставщике в Реестр Заказчиком направлено в ФАС России 05.07.2022, то есть с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 11.06.2022
N 160-ФЗ).
В этой связи действия Заказчика, направившего Обращение в ФАС России за пределами регламентированного срока, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ) и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 160-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии представители Поставщика пояснили,что письмом от 15.11.2021 N исх. INF/1329/2021 ООО "ЭйчПи Инг" (далее - Производитель товара) сообщило Поставщику, что вследствие нехватки отдельных компонентов и ограничений доставки и транспортировки импортируемых товаров на территорию России, вызванных последствиями распространения коронавирусной инфекции, поставка принтеров HP Color LaserJet Pro M454dn, предусмотренных Контрактом, планируется к маю 2022 года.
Письмом от 19.11.2021 N 833/И Поставщик уведомил Заказчика о наступлении обстоятельств непреодолимой силы и гарантировал исполнение условий Контракта по мере поступления недостающих принтеров HP Color LaserJet Pro M454dn.
Также представители Поставщика пояснили, что входе исполнения первого этапа Контракта Поставщик поставил Товар на сумму 203 289 783,60 руб. без замечаний по качеству и характеристикам со стороны Заказчика, что подтверждается Актом приема-передачи товара от 23.12.2021
N 5-6-02/143-А1. Оставшуюся часть Товара по этапу 1 планировалось поставить до срока окончания действия Контракта.
Вместе с тем письмом от 02.03.2022 Производитель товара сообщил о приостановке поставок Товара в Россию.
Представители Поставщика на заседании Комиссии пояснили,что аналоги Товара, предусмотренного Контрактом, на рынке отсутствуют. Представитель Заказчика также подтвердил указанную информацию.
Письмом от 22.03.2022 N 208/И Поставщик предложил Заказчику рассмотреть возможность замены непоставленного по Контракту Товара на оборудование Pantum MPS Edition. Вместе с тем Заказчик сообщил Поставщику о невозможности замены Товара по Контракту в связи с тем,что предлагаемый к замене Товар не является товаром с улучшенными характеристиками.
Письмом от 07.04.2022 N 248/И Поставщик направил в адрес Заказчика предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Согласно подпункту "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы,то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что надлежащее исполнение обязательств по Контракту Поставщиком оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в связи с чем информация об ООО "Смарт Текнолоджис" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь статьей 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Смарт Текнолоджис" (ИНН: 7715934509), в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 11.07.2022 по делу N 22/44/104/236 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2022 г. N 22/44/104/236
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022