Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ПКБ "Системы энергетики" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ ДПС "Колчаново" Минздрава России (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ на объекте "Строительство блочно-модульной котельной на газовом топливе, водозаборной станции и инженерных сетей ФГБУ ДПС "Колчаново" Минздрава России" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0345100007622000030) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществившей оценку заявки Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законом основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1), критерию "Характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 10.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 7 800 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05609050120194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.06.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) по итогам рассмотрения 3 заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ЗАО "Экомгаз" с предложением о цене контракта в размере 7 800 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Критерию.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки".
Подпунктом "б" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Пунктом 27 Положения установлен перечень документов, предусмотренный приложением N 1 к Положению, в случае применения Заказчиком показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в извещении о проведении Конкурса, Критерий N 1 содержит показатель "Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (далее - Показатель N 1), показатель "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Показатель N 2), показатель "Наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель N 3).
При этом разделом III порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям конкурсной документации Наличие (собственной) техники и инструмента: 1. Широкоформатный сканер формата А0 - не менее 1 шт. 2. Плоттер (графопостроитель) формата А0 - не менее 1 шт. 3. Персональный компьютер - не менее 4 шт. 4. Система автоматизированного проектирования (САПР) - не менее 1-х комплектов программ. Подтверждается бухгалтерскими документами о приобретении организацией данного инструмента и его фотографиями. Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником о наличии материально-технических ресурсов у организации".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол) заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 0 баллов, поскольку Заявителем в составе заявки не представлены документы, подтверждающие наличие товаров "Широкоформатный сканер формата А0", "Плоттер (графопостроитель формата А0", что не соответствует минимальному уровню начисления баллов в соответствии с порядком оценки заявок извещения о проведении Конкурса, в связи с чем заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия присвоено 0 баллов.
Изучив заявку Заявителя Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, разделом III порядка оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 1 извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником о наличии у участника конкурса сотрудников, необходимых для исполнения условий договора, в соответствии со шкалой оценки.
Информация предоставляется в свободной форме по усмотрению участника закупки.
Сведения по данному показателю должны подтверждаться входящими в заявку участника электронными копиями следующих документов:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающих факт наличия отношений между сотрудником и участником закупки и опыт работы в соответствующей должности;
- документов, подтверждающих наличие соответствующего образования, требуемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, и разряда (свидетельства установленного образца о прохождении дополнительного образования, повышения квалификации в соответствующей специализации, и иных документов, подтверждающих квалификацию (разряд, классность, квалификацию) в соответствии с профессиональными стандартами. Все документы должны быть установленного образца в соответствии с требованиями законодательства РФ".
В соответствии с Протоколом заявке Заявителя по Показателю N 2 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что по Показателю N 2 Критерия N 1 Заявителем в составе заявки представлены сведения в отношении 9 сотрудников. Вместе с тем Комиссией по осуществлению закупок к оценке не приняты сведения в отношении 3 сотрудников, а именно: Кокаревой А.И. (не соответствие уровня квалификации, а именно: представлен диплом о среднем образовании, тогда как в соответствии с порядком оценки извещения о проведении Конкурса требуется диплом о высшем образовании), Лукин А.В. и Рева Е.Д. (не представлены документы определяющие взаимоотношения вышеуказанных сотрудников и Заявителя) в связи с чем, заявке Заявителя по Показателю N 2 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
Изучив заявку Заявителя Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, не принявшей к оценке сведения в отношении вышеуказанных сотрудников, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Также, разделом III порядка оценки заявок по Показателю N 3 Критерия извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе_" и подтверждаются документами, предоставляемыми участником в составе заявки: электронными образами контрактов/договоров на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной (проектной) документации, с приложением электронных образов дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), электронных образов справок о стоимости выполненных работ (услуг) (КС-3) или актов выполненных работ (либо иные электронные образы документов, подтверждающие факт сдачи и приемки всех выполненных работ (оказанных услуг) по контракту/договору). По контрактам/договорам заключенными и исполненными с государственными и муниципальными заказчиками участник может прикладывать только выписку из реестра контрактов размещенных на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru".
В соответствии с Протоколом заявке Заявителя по Показателю N 3 Критерия присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заявителем в составе заявки представлено 9 контрактов (договоров). Вместе с тем Комиссией по осуществлению закупок к оценке не приняты указанные контракты (договоры), поскольку во всех представленных Заявителем в составе заявки контрактах (договорах) и актах об исполнении вышеуказанных контрактов (договоров) отсутствуют сведения об исполнении вышеуказанных контрактов (договоров), в связи с чем заявке Заявителя по Показателю N 3 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
Изучив заявку Заявителя Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, не принявшей к оценке сведения в отношении вышеуказанных договоров, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, разделом III порядка оценки заявок по Критерию N 2 извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Количество баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов". По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает качество оказываемых услуг, предлагаемых участником конкурса на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Более высокий балл соответствует более высокому качеству оказываемых услуг. Итоговое количество баллов определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей".
В соответствии с Протоколом заявке Заявителя по Критерию N 2 присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заявителем в составе заявки не представлено предложение по качеству выполняемых работ, в связи с чем заявке Заявителя по Критерию N 2 присвоено 0 баллов.
Изучив заявку Заявителя Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Разделом III порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям конкурсной документации наличие (собственной) техники и инструмента: 1. Широкоформатный сканер формата А0 - не менее 1 шт. 2. Плоттер (графопостроитель) формата А0 - не менее 1 шт. 3. Персональный компьютер - не менее 4 шт. 4. Система автоматизированного проектирования (САПР) - не менее 1-х комплектов программ. Подтверждается бухгалтерскими документами о приобретении организацией данного инструмента и его фотографиями. Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником о наличии материально-технических ресурсов у организации.
Наличие (собственного или в аренде) автотранспортных средств: автомобиль для перевозки не менее 4-х человек и груза до 500 кг - не менее 1 единицы".
Изучив порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, Комиссия приходит к выводу, что условия об осуществлении оценки исключительно на основании информации, представленной участником о наличии материально-технических ресурсов у организации не соответствуют пункту 27 Положения, поскольку Заказчиком не оцениваются сведения об ином законном основании о наличии оборудования у участника закупки, к примеру договор аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки). Также, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 о наличии автотранспортных средств противоречит Положению, поскольку вышеуказанное условие несопоставимо с характером объекта проводимой закупки.
Кроме того, в соответствии с разделом III порядка оценки заявок по Критерию N 2 извещения о проведении Конкурса установлено в том числе следующее: "Шкала оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки": предложение не представлено или не соответствует уровню, количество присуждаемых баллов - 0, предложение по качеству предоставленное участником закупки на 25% соответствует установленному конкурсной документацией составу информации, предоставляемой в Предложении по качеству выполняемых работ - количество присуждаемых баллов - 25, предложение по качеству предоставленное участником закупки на 50% соответствует установленному конкурсной документацией составу информации, предоставляемой в Предложении по качеству выполняемых работ - количество присуждаемых баллов - 50".
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что условия порядка оценки заявок участников Конкурса относительно оценивания предложений по качеству выполняемых работ не соответствуют Положению, поскольку не позволяют выявить лучшее предложение в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями. Так, исходя из вышеуказанных условий порядка оценки, отсутствует возможность определить количество баллов, присваиваемых участнику закупки, например, если предложение по качеству предоставленное участником закупки на 51% соответствует установленному извещением о проведении Конкурса составу информации, предоставляемой в предложении по качеству выполняемых работ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 10 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ.
Пунктом 18 извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, которые являются объектом закупки: "участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Требование установлено в соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. При этом должны соблюдаться следующие условия: - у СРО, членом которой является участник закупки, должен быть сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии со ст. ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ; - совокупный размер обязательств по договорам на подготовку проектной документации не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ".
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлено требование к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Так, подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Вместе с тем на заседании комиссии установлено, что пунктом 21 извещения о проведении Конкурса установлено следующее требование к участникам закупки: "отсутствие сведения об участнике закупки, в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установившего требование к участникам закупки об отсутствии сведений в РНП в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКБ "Системы энергетики" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 1.1 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органа, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.07.2022 по делу N 28/06/105-2207/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2022 г. N 28/06/105-2207/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022