В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Оренбургское УФАС России) N 189-п от 06.07.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:
Муниципального бюджетного учреждения Центр финансово-правового обслуживания муниципальных учреждений Ташлинского района Оренбургской области -.,
общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" -.,
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения Центр финансово-правового обслуживания муниципальных учреждений Ташлинского района Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" (ИНН: 7415094633), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (номер извещения N 0853300007022000001),
УСТАНОВИЛА:
05 июля 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Муниципального бюджетного учреждения Центр финансово-правового обслуживания муниципальных учреждений Ташлинского района Оренбургской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" (ИНН: 7415094633) (далее по тексту - Общество, Поставщик), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (номер извещения N 0853300007022000001).
Представители Заказчика пояснили, что 21.02.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен контракт на поставку бумаги для офисной техники белой на общую сумму 227 631,51 рублей. Фактически 21.02.2022 г. была произведена частичная поставка товара на сумму 56 773,98 рублей. Больше поставка в адрес Заказчика не осуществлялась.
06.04.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо б/н с предложением внести изменения в существенные условия контракта, а именно: изменить количество и стоимость товара, в связи с повышением цены на товар.
07.04.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо исх. N 321, в котором Заказчик указывает, что ссылка лишь на финансовые затруднения и экономическую нецелесообразность исполнения контракта со стороны Поставщика не может быть поводом для принятия решения о внесении изменений существенных условий контракта.
06.05.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо б\н с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон. В ответ Заказчик сообщил, что расторжение контракта по соглашению сторон допускается в случае, если потребность Заказчика в поставляемом товаре отпала, но так как Заказчик испытывает потребность в данном товаре, расторгнуть контракт по соглашению сторон не представляется возможным.
20.05.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика повторно направлено письмо б/н с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон.
25.05.2022 г. Заказчик письмом за исх. N 486 повторно разъяснил Поставщику невозможность расторжения контракта по соглашению сторон, в связи с тем, что потребность в товаре сохраняется и потребовал произвести поставку товара в срок до 31.05.2022 г.
По состоянию на 14.06.2022 г. поставка Обществом не осуществлена, в связи с чем, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Общества пояснил, что Общество неоднократно обращалось к Заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон. Введение политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, и введение иностранными государствами, государственными объединениями и союзами мер ограничительного характера внесло серьезные коррективы в работу Общества. Если бы Общество могло разумно предвидеть эту ситуацию, то контракт вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. На сегодняшний день цена на данную бумагу составляет 390 рублей за 1 пачку, при этом, по контракту цена за единицу товара - 267,80 рублей. Убытки очень существенные для Поставщика. Общество является субъектом малого предпринимательства, и такой расход гарантирует Поставщику банкротство.
Также, представитель Общества обратил внимание Инспекции на тот факт, что аналогичные закупки выполнялись Поставщиком безукоризненно и по данной закупке Общество не собиралось отказываться от своих обязательств, о чем свидетельствует частичная поставка товара на сумму 56 773,98 рублей, что составляет 25% от всего контракта.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
02.02.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники белой (номер извещения N 0853300007022000001).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 231 098,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.02.2022 г. N ИЭА1, Победителем электронного аукциона признано ООО "Селяночка" с предложением по цене контракта 227 631,51 рублей.
21.02.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 0853300007022000001 на поставку бумаги для офисной техники белой на сумму 227 631,51 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники белую (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 461170, Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, ул. Довженко, 44 (далее - место доставки), партиями в соответствии с графиком поставки:
N этапа |
Дата начала этапа |
Дата окончания этапа |
Количество товара, пачек |
Цена этапа, рублей |
1 |
Дата заключения контракта |
04.03.2022 |
212 |
56773,98 |
2 |
10.04.2022 |
20.04.2022 |
212 |
56773,98 |
3 |
10.07.2022 |
20.07.2022 |
212 |
56773,97 |
4 |
10.09.2022 |
20.09.2022 |
214 |
57309,58 |
Как следует из материалов дела, 21.02.2022 г. была произведена частичная поставка товара на сумму 56 773,98 рублей.
06.04.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо б/н с предложением внести изменения в существенные условия контракта, а именно: изменить количество и стоимость товара, в связи с повышением цены на товар.
07.04.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо исх. N 321, в котором Заказчик указывает, что принятие решения об изменении существенных условий контракта со стороны Заказчика невозможно.
06.05.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо б\н с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
11.05.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо за исх. N 444 о том, что расторжение контракта по соглашению сторон допускается в случае, если потребность Заказчика в поставляемом товаре отпала, но так как Заказчик испытывает потребность в данном товаре, расторгнуть контракт по соглашению сторон не представляется возможным.
20.05.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо б/н с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
25.05.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо за исх. N 486, в котором Заказчик разъясняет Поставщику невозможность расторжения контракта по соглашению сторон, в связи с тем, что потребность в товаре сохраняется и требует произвести поставку товара в срок до 31.05.2022 г.
Ответ Общества на указанное письмо в материалы дела не представлен. Как следует из устных и письменных пояснений сторон, по состоянию на 14.06.2022 г. поставка товара Обществом так и не осуществлена.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 15.7 Контракта, Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
14.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
14.06.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе, а также направлено в адрес Общества посредством Почты России.
Материалами дела установлено, что Обществом решение Заказчика об одностороннем отказе получено Поставщиком посредством Почты России 21.06.2022 г.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 02.07.2022, суббота, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 04.07.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 04.07.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от исполнения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено. При этом Заказчик на включении сведений в отношении ООО "Селяночка" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "Селяночка" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Селяночка" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Муниципального бюджетного учреждения Центр финансово-правового обслуживания муниципальных учреждений Ташлинского района Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" (ИНН: 7415094633), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (номер извещения N 0853300007022000001), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 12 июля 2022 г. N РНП-56-08-06-128/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - исполнение контракта - надлежащее извещение - расторжение контракта по соглашению сторон)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022