В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 190-п от 08.07.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области - (по доверенности);
представителя Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" - Шибановой К.В. (по доверенности) - (по доверенности);
рассмотрев обращение администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" (ИНН: 7413028480) в связи с односторонним расторжением контракта на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005),
УСТАНОВИЛА:
07.07.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" (далее - ООО "БЭСТ-Проект", Общество, Подрядчик) в связи с односторонним расторжением контракта на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005).
Согласно обращению и пояснениям представителей Заказчика, администрация муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области настаивает на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект". Представители Заказчика принятое решение об одностороннем отказе поддержали в полном объеме, указав, что неисполнение условий контракта повлекло негативные для Заказчика последствия.
Представитель ООО "БЭСТ-Проект" пояснил, что Подрядчик письмами N 060 от 28.06.2022 г., N 063 от 30.06.2022 г. сообщило о форс-мажорах у Общества: пропала вся информация с данными при неисправности серверных, ведущий проектировщик данного проекта попал в больницу с осложнениями, общее снижение численности сотрудников компании в связи с COVID-19. ООО "БЭСТ-Проект" предлагало Заказчику увеличить сроки исполнения контракта по согласованию. ООО "БЭСТ-Проект", несмотря на все сложности, намерено выполнить все условия Контракта. Вместе с тем, Заказчик, не дождавшись окончания сроков действия контракта, уже направило в адрес банка, выдавшего гарантию на обеспечение контракта, требование Бенефициара в адрес Гаранта об уплате полной суммы Гарантии в случае неисполнения Принципалом обязательств, обеспеченных банковской гарантии. Данный факт говорит о конкретике намерений Заказчика о непринятии работ подрядчика. Банк предоставил ООО "БЭСТ-Проект" 12.07.2022 сумму на уплату штрафа и пени за просрочку от Заказчика в размере 12358,73 рублей. ООО "БЭСТ-Проект" данная сумма была оплачена. Согласно пояснениям представителя Общества, Заказчик не намерен принимать и оплачивать работы по контракту. Именно поэтому 30.06.2022 г. ООО "БЭСТ-Проект" написало письмо N 63 Заказчику о приостановке работ до полноценного ответа о дальнейших действиях по контракту. Кроме того, представитель ООО "БЭСТ-Проект" отметил, что Общество не уведомлено надлежащим образом о расторжении контракта Заказчиком.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
25.01.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 778 562,33 рублей.
02.02.2022 г. согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0853300014222000005 победителем закупки признано Общество с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" с предложением о цене контракта 566783,02 руб., что на 85 % ниже относительно начальной (максимальной) цены контракта.
14.02.2022 г. между администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области и ООО "БЭСТ-Проект" заключен муниципальный контракт N 0853300014221000005 на выполнение работ для нужд администрации муниципального образования город Новотроицк ИКЗ 223560700590856070100100340017111414 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта "ПОДРЯДЧИК, являющийся победителем аукциона в электронной форме на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0853300014222000005 от 02.02.2022 (Приложение N1), обязуется по заданию ЗАКАЗЧИКА выполнить следующие работы: Разработка документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (далее по тексту - Объект), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, обеспечив выполнение работ в установленные условиями настоящего Контракта сроки и сдачу результата работ. ЗАКАЗЧИК обязуется принять выполненную работу и оплатить ее на условиях настоящего Контракта".
Пунктом 3.4 Контракта установлены следующие обязанности Подрядчика:
"3.4. ПОДРЯДЧИК обязан:
3.4.1. Выполнить работы, предусмотренные п.1.1 настоящего Контракта, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2) и иными исходными данными.
3.4.2. Выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями его приложений, технической документацией, ГОСТ, СНиП, ВСН, действующими техническими регламентами, Градостроительным кодексом РФ, и другой нормативной документацией, касающийся выполнения работ по настоящему КОНТРАКТУ и действующей при исполнении Контракта.
3.4.3. После завершения работ, в течение 3 (трех) календарных дней с даты окончания работ, передать Объект в полной готовности ЗАКАЗЧИКУ с предоставлением актов о приемке выполненных работ, со всей технической документацией (согласно пункту 6 Технического задания). Приемка работ по акту производится на основании фактически выполненных работ.
3.4.4. ПОДРЯДЧИК обязан предъявить счет (счета-фактуры) на оплату выполненных работ и в течение 5 (пяти) календарных дней с даты подписания ЗАКАЗЧИКОМ акта о приемке выполненных работ.
3.4.5. ПОДРЯДЧИК обязан обеспечить:
- выполнение всех работ, являющихся предметом Контракта в объеме и в сроки в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием Заказчика, требованиями технических регламентов, и сдать работы".
Разделом 4 Контракта установлены гарантийные обязательства:
"4.1. ПОДРЯДЧИК гарантирует:
Своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в настоящем КОНТРАКТЕ.
4.2. Подрядчик гарантирует надлежащее качество документации. Требования к качеству устанавливаются техническим заданием Заказчика (Приложение N 2), условиями КОНТРАКТА, действующей нормативно-правовой документацией.
Если результат работ Подрядчика не обладает надлежащим качеством, в частности имеют место недостатки, обнаруженные впоследствии в процессе реализации документации, являющейся предметом КОНТРАКТА, Подрядчик несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ, и условиями настоящего КОНТРАКТА.
4.3. Подрядчик не вправе передавать документацию третьим лицам без согласия Заказчика.
4.4. Подрядчик гарантирует Заказчику передачу полученных по КОНТРАКТУ результатов работы, не нарушающих исключительных прав других лиц".
Разделом 5 Контракта установлены сроки исполнения обязательств:
"5.1. Срок действия Контракта: с даты заключения Контракта по 30.06.2022
5.2. Календарные сроки выполнения работ, указанных в п.1.1. настоящего Контракта, определены Сторонами:
- начало работ: с даты заключения Контракта;
- окончание работ: с даты заключения КОНТРАКТА в течение 3 календарных месяцев.
5.3. Работы по настоящему контракту должны быть начаты и завершены не позднее срока указанного в п.5.2. Контракта.
5.4. Оплата результата работы производится в порядке и в сроки, установленные гл.2 настоящего Контракта".
Согласно обращению Заказчика, письмом от 13.05.2022 N 01-01-09-2018/2022 Заказчик предложил Подрядчику завершить работы в срок, установленный контрактом, в соответствии с указанными в Контракте целями.
По информации, полученной в ходе переписки с Подрядчиком (письмо от 10.06.2022 N 056), по состоянию на 10.06.2022 г. объект не закончен.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Подрядчиком до настоящего времени работы не выполнены, объект не предоставлен Заказчику, следовательно, Подрядчиком были нарушены условия Контракта.
Право Заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено условиями пункта 10.4. Контракта.
Пунктом 3.1.3 Контракта установлено, что "Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством и с учетом особенностей, установленных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 10.2 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в соответствии со статьей 95 ФЗ-44".
Согласно п. 10.3 Контракта "Расторжение Контракта по соглашению Сторон производится Сторонами путем подписания соответствующего соглашения о расторжении и возможно в случае наступления условий, при которых для одной из Сторон или обеих Сторон дальнейшее исполнение обязательств по настоящему Контракту невозможно либо возникает нецелесообразность исполнения настоящего Контракта".
Пунктом 10.4 Контракта установлено, что "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
10.06.2022 г. на основании п. 2 ст. 715, п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.4. Контракта, а также в связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" по состоянию на 10.06.2022 г. не исполнило обязательство по Контракту, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г.
10.06.2022 г. 15:48 (МСК+2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
10.06.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Подрядчику Почтой России заказным письмом с уведомлением по адресу (юридическому и почтовому), указанным в муниципальном контракте N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г. Доказательства направления Обществу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в материалы дела представлены.
Кроме того, 10.06.2022 г. копия решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области на электронную почту по адресу, указанному в Контракте - best_proekt@bk.ru, а также адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц - KUCHRAM@YANDEX.RU. Доказательства направления Обществу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством электронной почты в материалы дела представлены.
Заказчиком не получено подтверждение о получении Исполнителем решения об одностороннем отказе, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор 46235969013743 - 15.06.2022 г., 10:54 "Неудачная попытка вручения", 456783, Озерск, 27 г.)
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, 06.07.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Доказательств того, что ООО "БЭСТ-Проект" после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, не установлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "БЭСТ-Проект" приняло на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ООО "БЭСТ-Проект" уклонилось от исполнения контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Ссылка Подрядчика на общее снижение численности сотрудников компании в связи с COVID-19 несостоятельна по следующим обстоятельствам.
Заседание президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации было проведено 25.03.2020 г.
Решения по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации также приняты 25.03.2020 г.
Вместе с тем, муниципальный контракт N 0853300014221000005 г. между администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области и ООО "БЭСТ-Проект" заключен 14.02.2022 г.
Таким образом, на момент подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005) Подрядчик обязан был учитывать данный факт равно как и наступление негативных последствий при неисполнении условий контракта.
В письменных пояснениях и на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Общества отметил, что неисполнение условий контракта возникло в связи с тем, что пропала вся информация с данными при неисправности серверных, а ведущий проектировщик данного проекта попал в больницу с осложнениями.
Инспекцией Оренбургского УФАС России назначен разумный срок для представления Обществом с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" возражений на обращение Заказчика, поскольку уведомление N РНП-56-08-06-129/2022 о назначении заседания Инспекции Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки было направлено в адрес Заказчика и Подрядчика 08.07.2022 г. (заседание состоялось 14.07.2022 г.)
Вместе с тем, на момент рассмотрения обращения администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области 14.07.2022 г. документов, подтверждающих утверждения Общества, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Законом о контрактной системе основания для отложения рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков у Инспекции Оренбургского УФАС России отсутствуют.
На уточняющий вопрос Инспекции Оренбургского УФАС России представитель ООО "БЕСТ-Проект" пояснил, что материалами, которые могли бы подтвердить его утверждения, он не располагает.
Также не находит своего подтверждения доводы Общества о том, что Подрядчиком выполнен первый этап работы, который был сдан Заказчику, а также Заказчик лишил ООО "БЕСТ-Проект" возможности исполнить контракт, преждевременно приняв решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Разделом 5 Контракта установлены сроки исполнения обязательств:
"5.1. Срок действия Контракта: с даты заключения Контракта по 30.06.2022
5.2. Календарные сроки выполнения работ, указанных в п.1.1. настоящего Контракта, определены Сторонами:
- начало работ: с даты заключения Контракта;
- окончание работ: с даты заключения КОНТРАКТА в течение 3 календарных месяцев.
5.3. Работы по настоящему контракту должны быть начаты и завершены не позднее срока указанного в п.5.2. Контракта.
5.4. Оплата результата работы производится в порядке и в сроки, установленные гл.2 настоящего Контракта".
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что по общему правилу, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с разделом 5 Контракта поэтапное выполнение работ не предусмотрено. Кроме того, согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок, а также материалам дела, пояснениям представителей сторон, акты приема выполненных работ между администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области и ООО "БЭСТ-Проект" не подписывались.
Довод Общества о том, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято преждевременно, также не находит своего подтверждения.
Согласно представленным материалам дела, между администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области и ООО "БЭСТ-Проект" велась активная переписка по вопросам исполнения муниципального контракта N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г.
13.05.2022 г. Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо N 01-01-09-2018/2022, в соответствии с которым администрация муниципального образования город Новотроицк требует завершить разработку проекта межевания территории в сроки, установленные Контрактом, в соответствии с указанными в Контракте целями.
17.05.2022 г. Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо N 01-12-248/1, согласно которому Заказчик просил Подрядчика уведомить его о степени готовности проекта.
В ответ на письма Заказчика N 01-01-09-2018/2022 от 13.05.2022 г. и N 01-12-248/1 от 17.05.2022 г. Общество письмом N 044 от 23.05.2022 г. уведомило Заказчика о том, что ООО "БЭСТ-Проект" выполняет работы по имеющимся исходным данным, выданным заказчиком, на момент 25.05.2022 г. выполнило примерно 80% работы по разработке документации.
10.06.2022 г. Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо N 01-12-316/1, согласно которому Заказчик просил Подрядчика уведомить его о степени готовности проекта.
В ответ на письмо Заказчика N 01-12-316/1 от 10.06.2022 г. Общество письмом N 056 от 10.06.2022 г. уведомило Заказчика о том, что ООО "БЭСТ-Проект" планирует 13.06.2022 сдать все работы.
ООО "БЭСТ-Проект" письмами N 060 от 28.06.2022 г., N 063 от 30.06.2022 г. сообщило о пропаже информация с данными при неисправности серверных, о том, что ведущий проектировщик данного проекта попал в больницу с осложнениями, об общем снижении численности сотрудников компании в связи с COVID-19 и предложением увеличить сроки исполнения контракта по согласованию.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Учитывая положения п 5.2 Контракта, Подрядчик должен был сдать работы Заказчику не позднее 14.05.2022 г.
Вместе с тем, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г. было принято лишь 10.06.2022 г.
Также не находит своего подтверждения довод Общества о том, что Заказчик надлежащим образом не уведомил ООО "БЕСТ-Проект" о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 АПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
10.06.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Подрядчику Почтой России заказным письмом с уведомлением по адресу (юридическому и почтовому), указанным в муниципальном контракте N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г. Доказательства направления Обществу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в материалы дела представлены.
Кроме того, 10.06.2022 г. копия решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области на электронную почту по адресу, указанному в Контракте - best_proekt@bk.ru, а также адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц - KUCHRAM@YANDEX.RU. Доказательства направления Обществу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством электронной почты в материалы дела представлены.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО "БЕСТ-Проект".
Доказательств того, что адреса электронной почты - best_proekt@bk.ru и KUCHRAM@YANDEX.RU - заблокированы, и у Общества существуют иные адреса электронной почты, в материалы дела не представлено.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из статей 702, 740, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
На основании пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение Обществом принятых на себя обязательств.
Заказчиком, Инспекцией Оренбургского УФАС России выявлено невыполнение проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк.
Как следует из материалов дела, Подрядчик уклонился от исполнения контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 778 562,33 рублей. в рамках аукциона в электронной форме на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005) составляла 3 778 562,33 руб., однако ООО "БЭСТ-Проект" была предложена цена контракта (за единицу) - 566783,02 руб., что на 85 % ниже относительно начальной (максимальной) цены контракта.
В данном случае Общество обязано было учитывать негативные последствия, связанные со значительным снижением цены.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 10.06.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 10.06.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением Общества явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, ООО "БЭСТ-Проект" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий муниципального контракта N 0853300014221000005 от 14.02.2022 г., в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ-Проект" (ИНН: 7413028480) в связи с односторонним расторжением контракта на разработку документации по подготовке проекта межевания территории для проведения комплексных кадастровых работ в Северном районе населенного пункта муниципального образования город Новотроицк (номер извещения N 0853300014222000005), удовлетворить.
2. Сведения, представленные администрацией муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в отношении:
- общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ- Проект" (ИНН: 7413028480, ОГРН: 1217400043530, КПП: 741301001, адрес: 456783, Челябинская область, Озерский г.о., город Озерск, улица Кыштымская , дом 73А, помещение 3);
- директора Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ- Проект" Башкаровой Марии Сергеевны (ИНН 742201240427);
- учредителя Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ- Проект" Башкаровой Марии Сергеевны (ИНН 742201240427);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ- Проект" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "БЭСТ- Проект" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Дата события |
1 раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
2 раздел |
3 раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (1+2+3 разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по 2 разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
06.07.2022 |
07.07.2022 |
07.07.2022 |
0 |
07.07.2022 |
14.07.2022 |
14.07.2022 |
0 |
19.07. 2022 |
18.07. 2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 июля 2022 г. N РНП-56-08-06-129/2022 (ключевые темы: односторонний отказ - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022