Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ" на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822004286 "Оказание услуг по микробиологическим исследованиям",
УСТАНОВИЛА:
05.07.2022 в Саратовское УФАС Росси поступила жалоба ООО "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ" на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822004286 "Оказание услуг по микробиологическим исследованиям" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что условие исполнения Контракта, установленное в пункте 1.3. Приложения N 4 "Проект Контракта" к Извещению об осуществлении закупки, ограничивает свободу конкуренции.
Представитель Заявителя, извещен надлежащим образом, на рассмотрении жалобы не присутствовал.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
16.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 942 409,01 рублей.
В соответствии ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; проект контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик формирует объект закупки в соответствии с собственными нуждами, при этом руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно Извещению, объектом закупки является оказание услуг по микробиологическим исследованиям.
В Извещении указано, что место оказания Услуги: Прием материала на исследование: по адресу: 413853, Саратовская область, г. Балаково, ул. Академика Жук, д. 64. Прием материала проводиться ежедневно в два этапа: 1 этап - не ранее 08-30 не позднее 09-00 (время местное) 2 этап - не ранее 13-30 не позднее 14-00 (время местное) Исследования должны проводиться на территории Исполнителя.
Данное условие нашло отражение в п. 1.3. Приложения N 4 "Проект Контракта" к Извещению об осуществлении закупки: "Место оказания Услуги: Прием материала на исследование: по адресу: 413853, Саратовская область, г. Балаково, ул. Академика Жук, д. 64. Прием материала проводиться ежедневно в два этапа: 1 этап - не ранее 08-30 не позднее 09-00 (время местное); 2 этап - не ранее 13-30 не позднее 14-00 (время местное)".
Из жалобы Заявителя следует, что ООО "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ", как потенциальный исполнитель закупаемой услуги, не отказывается принимать биоматериал ежедневно в одно время, при этом разделение на два этапа является неуместным и ограничивающим свободу конкуренции.
Установив в Контракте условие приёма материала в один этап не повлияет на качество и достоверность результата. Все материалы сохраняются в стерильных ёмкостях с транспортировочной системой. При доставке любого образца биоматериала, предназначенного для микробиологического исследования, допускается отсроченное транспортирование.
Присутствующие при рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что прием биологического материала необходимо проводить ежедневно в два этапа т. к. согласно: п 3.5.3 ГОСТ Р 53079.4-2008 "Обеспечение качества клинических лабораторных исследований" биологический материал - СМЖ при исследованиях в пределах 1 ч не охлаждают. При исследовании в пределах 3-х часов хранить на льду, не замораживать, не фиксировать, не добавлять консерванты. Транспортирование следует осуществлять как можно скорее в связи с нестабильностью клеток; п/п 6.2.1 таблицы N1 МУ 4.2.2039-08 "Техника сбора и транспортирования биоматериалов в микробиологические лаборатории" ликвор для микробиологического исследования немедленно отправляют в лабораторию на грелке (термостат) для сохранения температуры 35-370С; п 5.1 МУК 4.2.1887-04 "Лабораторная диагностика менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов" СМЖ отбирают у больного на этапе поступления в стационар до начала антибиотикотерапии. П 6 "Доставка и хранение материала" для бактериологического посева хранившейся в холодильнике нативный ликвор не используют.
Второй этап приема биоматериалов очень важен для выполнения всех этапов лечебного процесса, а именно осуществления забора на микробиологическое исследование в первый день госпитализации (п.33 СанПиН 3.3686-21); осуществления забора на микробиологическое исследование до начала этиотропного лечения (п.33 СанПиН 3.3686-21); для оперативности постановки диагноза своевременного назначения лечения или проведения его корректировки.
С учетом изложенного, Заказчик отмечает, что один этап хоть и не может повлиять на качество и достоверность результата, тем не менее, не может в полной мере отвечать потребностям Заказчика.
Кроме того, Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения, используемых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Присутствующий при рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что в соответствии с п.33 СанПиН 3.3686-21 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ" забор биологического материала должен проводиться в первый день обращения больного за медицинской помощью и до начала этиотропного лечения, поэтому учреждением организован второй этап приема материала.
Наличие двух этапов забора материала позволит Заказчику быстрее отправить пробы на исследование, что, в свою очередь, позволит сохранить жизнеспособность возбудителей и получить достоверные данные, необходимые для верной постановки диагноза пациентам и назначения лечения. Что является особенно значимым с учетом характера выполняемых исследований - культивирования и идентификации возбудителей дизентерии, сальмонеллеза, коли инфекции, гнойно-септических и оппортунистических заболеваний, определения антител к менингококку, к возбудителям сыпного тифа.
Кроме того, пункт 4.2. Методических указаний 4.2.2039-05 определяет всего лишь условия, при которых может быть сохранен биоматериал в течение 48-72 часов для его последующей транспортировки. Хранить в специальных емкостях биоматериалы двое - трое суток и затем отправлять их на исследования не является эффективным методом качественного оказания помощи больным пациентам.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, пояснения Заказчика и Уполномоченного учреждения не опроверг.
Исходя из вышеизложенного, в силу ст. 33 Закона о контрактной системе потребность Заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к оказанию услуг.
Установленное Заказчиком требование о приеме материала в два этапа определено, исходя из потребностей Заказчика и необходимо для качественного оказания услуг.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки, как требований к услуге, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к Заказчику обосновывать свои потребности при установлении условий к оказываемой услуге. При этом Заказчик не обязан устанавливать требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли всех возможных участников закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ" на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822004286 "Оказание услуг по микробиологическим исследованиям" необоснованной.
1.
2. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 июля 2022 г. N 064/06/42-562/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022