Резолютивная часть решения оглашена "08" июля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено "11" июля 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
Чуриков М.А. |
- председатель комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Калужского УФАС России; |
Самохин С.А. |
- член комиссии, специалист - эксперт Калужского УФАС России, |
Умнова Ю.П. |
- член комиссии, главный специалист - эксперт Калужского УФАС России, |
при участии посредством ВКС: представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" Сашниковой Е.Н. (доверенность, паспорт), представителя ООО "Эриплэйс Проджектс" Гайсиной С.М. (доверенность, паспорт),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Эриплэйс Проджектс" условий контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д.1 ул. Космонавтов, г.Сосенский" (номер извещения на официальном сайте 0137300004420000181),
УСТАНОВИЛА:
04.07.2022 г. в адрес Калужского УФАС России поступило обращение МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Эриплэйс Проджектс" условий контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д.1 ул. Космонавтов, г.Сосенский" (номер извещения на официальном сайте 0137300004420000181).
В ходе рассмотрения указанного обращения МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" было установлено следующее.
1. 26.12.2020 г. (с последующими изменениями от 19.01.2021 г.) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N0137300004420000181 о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д.1 ул. Космонавтов, г.Сосенский" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 3 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.02.2021 NППИ1 победителем конкурса признано "ООО "Эриплэйс Проджектс" с предложенной ценой контакта 2 900 000,00 рублей.
Согласно представленной информации 04.03.2021 г. между МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" (далее - Заказчик) и ООО "Эриплэйс Проджектс" (далее - Исполнитель), по результатам проведения вышеуказанного конкурса, был заключен муниципальный контракт N 6/2021 на проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д.1 ул. Космонавтов, г.Сосенский" (далее- Контракт).
2. Исследовав документы и информацию, представленные в материалы дела, а также сведения, размещенные на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
2.1. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1 Контракта установлено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по проектно-изыскательским работам и разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д. 1, ул. Космонавтов, г. Сосенский" (далее - работы), в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение N1) в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
Пунктом 1.4. Контракта установлено, что результатом выполненных работ по Контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также рабочая документация.
Пунктом 3.1 контракта установлены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта в течение 200 календарных дней.
Пунктом 3.3 Контракта установлено, что Исполнитель выполняет работы в соответствии с графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение N2).
Согласно представленной информации и переписке от заказчика, по состоянию на 08.06.2022 года работы по подготовке проектной документации в соответствии в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" выполнены не были, соответственно проектная документация на прохождение государственной экспертизы не направлялась, тогда как согласно графику выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) и действующему законодательству РФ максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий составляет 42 рабочих дня, что в рассматриваемом случае составляет 61 календарных дней.
Данное обстоятельство давало Заказчику основание полагать о невозможности выполнения работ к окончанию установленного срока, в связи с чем, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.06.2022 г. N175.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года: "в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что: "в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)".
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
09.06.2022 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено на официальном сайте, направлено Исполнителю посредством электронной почты, а также по почте заказным письмом с уведомлением.
Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Исполнителя о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - 14.06.2022 г.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" доказательств тому, что ООО "Эриплэйс Проджектс" в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами, 24.06.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссия Калужского УФАС России установила, что обращение МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" было направлено в Калужское УФАС России только 04.07.2022 г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившееся в несвоевременном направлении в контрольный орган информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
2.2 Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 10 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту б) пункта 13 раздела 3 Правил, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
3. Согласно письменным пояснениям представителя ООО "Эриплэйс Проджектс", препятствием к выполнению работ по Контракту в соответствии с установленными сроками явился факт непредоставления исходной документации, которая неоднократно запрашивалась у Заказчика.
После определения ООО "Эвриплейс Проджектс" победителем рассматриваемой закупки, представителем Подрядчика письменно запрошена у Заказчика исходная документация (ГПЗУ, рабочая и проектная документация с положительным заключением экспертизы, справка о наличии/отсутствии на участке с кадастровым номером: 40:10:030201:31 объектов культурного наследия, включенных в госреестр или защитных зон таких объектов.
После заключения Контракта выяснилось, что изменились границы земельного участка, в связи с чем неоднократно запрашивались документы на утвержденный участок с измененными границами (письма от 09.03.2021 исх. N 0903/21, от 17.03.2021 исх. N 1703/21).
26.05.2021 Заказчик направил письмо Подрядчику о том, что работы по изысканиям не выполнены.
21.06.2021 письмом исх. N 2106/21 повторно запрошен ГПЗУ на новый участок строительства и справка о наличии/отсутствии на участке (с новыми границами) объектов культурного наследия, включенных в госреестр или защитных зон таких объектов.
С 21.06.2021 по 26.08.2021 Подрядчиком неоднократно запрашивались документы (технические условия водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, ГПЗУ, проект СЗЗ). При этом Подрядчик указывал на невозможность завершения работ, в связи с непредставлением данных документов, что и привело к срыву сроков по неисполнению контракта.
До 09.09.2021 не были получены необходимые ТУ в полном объёме - отсутствовали ТУ на водоснабжение, водоотведение, сети связи (от поставщика телекоммуникационных услуг - интернет + IP телефония), что не позволило выполнить обязательства в полном объёме и в срок, о чем ООО "Эвриплэйс Проджектс" неоднократно уведомляло Заказчика.
Таким образом, Общество своевременно приступило к исполнению контракта, делало все возможное для его исполнения, добросовестно стремилось к полному выполнению всех условий контракта в срок, вместе с тем, Заказчиком свои обязательства по контракту исполнены не были, что повлекло невозможность завершения Обществом работ по контракту.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению Комиссии Калужского УФАС России, свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Эвриплэйс Проджектс" умысла по уклонению от исполнения указанного контракта.
4. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основным критерием при решении вопроса о включении или невключении поставщика в Реестр является недобросовестность такого поставщика.
При решении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган должен тщательным образом исследовать доказательства действительности намерения участника размещения заказа заключить и исполнить контракт, поскольку необоснованное включение участника в реестр существенно нарушает его права, необоснованное невключение - права как заказчика, так и неопределенного круга лиц.
Само по себе расторжение контракта не свидетельствует о наличии вины в действиях Исполнителя. При рассмотрении дела антимонопольный орган учитывает все обстоятельства, произошедшие в ходе исполнения контракта, а также изучает и принимает во внимание все документы, составленные в ходе исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, Комиссия Калужского УФАС России недобросовестности в действиях ООО "Эриплэйс Проджектс" не усматривает.
Таким образом, с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения МКУ "Управление капитального строительства Козельского района" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Эриплэйс Проджектс" условий контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в районе д.1 ул. Космонавтов, г.Сосенский" (номер извещения на официальном сайте 0137300004420000181), Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс" в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения, руководствуясь Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Эриплэйс Проджектс";
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: __________ М.А. Чуриков
Члены Комиссии: __________ С.А. Самохин
___________Ю.П. Умнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 июля 2022 г. N 040/06/104-558/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022