Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: Председателя комиссии: | |
|
-врио руководителя; |
членов комиссии:
|
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; -специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу ИП К (далее - Заявитель) на действия ОГКУ "Облстройзаказчик" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт крыши здания мастерских ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Коммунальная,40, стр.3" (извещение N 0865200000322001211) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
при участии представителей Заказчика - (доверенность N23Д-09/2021 от 23.09.2021) и (доверенность от 04.07.2022), при участии представителей Уполномоченного органа - (доверенность N15 от 01.07.2022) и (доверенность N7 от 10.01.2022), без участия представителя Заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт крыши здания мастерских ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Коммунальная,40, стр.3" (извещение N 0865200000322001211), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заявитель просил признать жалобу обоснованной, в связи с тем, что Заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе, поскольку установил требования к участнику закупки не в соответствии с Законодательством о контрактной системе, в связи с чем по мнению Заявителя необходимо выдача выдать предписание об устранении нарушений законодательства.
Из жалобы Заявителя следует, что при проведении аукциона Заказчиком были нарушены положения Указа Президента РФ от 03.05.2022 N252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ) и разъяснениям данным Министерствам финансов Россий Федерации в своем письме от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 (далее - разъяснения Минфина) изданным во исполнении названного Указа.
Уполномоченный орган в письменных возражениях на жалобу (вх.N4694 от 04.07.2022) так же указал, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласен, просил признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что представленное заявителем в подтверждение довода жалобы письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 не может служит безусловным и однозначным доказательством в связи со следующим.
Согласно указанному письму заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают требование о том, что участниками закупки не могут являться юридические и физические лица и находящиеся под их контролем организации, в отношении которых применяются специальные экономические меры, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Позиция, изложенная в письме Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846, согласуется с позицией Минэкономразвития России (письмо от 17.02.2016 N Д28-353, от 11.02.2016 N Д28-355), выработанной до введения в часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ пункта 11.
После ведения в часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ пункта 11 орган по нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд изменил позицию относительно основания установления ограничений (запретов) для участников закупки в связи с недружественными действиями отдельных иностранных государств по части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (письмо от 22.08.2018 N 24-05-08/59614) и рекомендовал устанавливать такие ограничения (запреты) на основании пункта 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, по мнению представителей Уполномоченного органа, при проведении аукциона Заказчиком соблюдены требования части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и Указа Президента N 252. На заседании Комиссии представитель Заказчика выразил согласие с мнением представителей Уполномоченного органа.
Заказчик в письменных возражениях на жалобу (вх.N1298/13-09 от 04.07.2022) указал, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0865200000322001211) размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 17.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 916 847,49 руб.
Объект закупки - "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт крыши здания мастерских ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Коммунальная,40, стр.3".
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 29.06.2022 06:00:00 (по Московскому времени) не подано ни одной заявки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Указом Президента РФ от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ N252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).
Согласно пункту 3 Указа N252 Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа, за исключением абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 настоящего Указа.
Письмом Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 установлено, что заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Так, согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа N 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 (далее - Постановление N 851) подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ в составе заявки.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 17.06.2022 N0865200000322001211 установлены следующие требования к участникам:
1) Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Документ, подтверждающий соответствие участника закупки указанным требованиям: декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
2) Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Отсутствие в предусмотренном Федеральном законе N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, если Правительством не установлено иное.
3) Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Дополнительная информация к требованию отсутствует.
3.1) Требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
К доводам Уполномоченного органа, которые были поддержаны Заказчиком, о том, что правильными является указание требований в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки должен продекларировать свое соответствие требованиям об отсутствии ограничений у него на участие в закупке, что соответствует поименованному выше Указу Президента, Комиссия Управления относится критически в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Названным Указом Президента установлен запрет на совершение сделок с организациями, указанными в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предоставлены полномочия по разъяснению названного Указа. Министерство в своих разъяснениях, как было установлено выше, указало, что Заказчик должен устанавливать требования к участнику закупки в рамках исполнения Указа в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Комиссия проверяет на соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Заказчик был обязан установить в извещении о проведении электронного аукциона вышеуказанное требование.
Комиссия Томского УФАС России установила, что в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона не установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 Указа N 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении о проведении электронного аукциона от 17.06.2022 N0865200000322001211 указанное требование, нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба Заявителя обоснована, в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что на участие в закупке не было подано ни одной заявки, в том числе заявки Заявителя, что свидетельствует в пользу того, что его права не были нарушены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 8, статьей 33, статьей 42, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП К на действия ОГКУ "Облстройзаказчик" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт крыши здания мастерских ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Коммунальная,40, стр.3" (извещение N 0865200000322001211) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
Абдурахманов А.Ф.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 6 июля 2022 г. N 070/06/106-463/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022