Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
- врио руководителя;
членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок,
рассмотрев информацию (вх.N4692 от 04.07.2022), направленную в Томское УФАС России ОГСБУ "Томская авиабаза" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ООО "УС НПП "Воздушный замок" (ИНН 4705091460) (далее - Общество, ООО "УС НПП "Воздушный замок") победителе электронного аукциона "Поставка резервуаров для воды для нужд ОГСБУ "Томская авиабаза" (извещение N 0865200000322001120), в связи с уклонением от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
при участии представителя Заказчика - (доверенность N12 от 25.04.2022), при участии представителя Общества - (доверенность от 06.07.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
08.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка резервуаров для воды для нужд ОГСБУ "Томская авиабаза" (извещение N 0865200000322001120) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 182 207,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2022 для закупки N 0865200000322001120 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 3 заявки на участие в закупке.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером N 112099459 (ООО "УС НПП "Воздушный замок", ИНН 4705091460), с ценовым предложением 384187,90 руб.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
22.06.2022 Заказчиком был сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В регламентированный срок (29.06.2022) Обществом был подписан Контракт, однако не было предоставлено обеспечение исполнения Контракта.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
04.07.2022 протоколом об уклонении участника закупки от заключения контракта победитель аукциона N0865200000322001120 (ООО "УС НПП "Воздушный замок") был признан уклонившимся от заключения контракта.
04.07.2022 вышеуказанный протокол был размещен Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке.
04.07.2022 Заказчиком в адрес Томского УФАС России было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель ООО "УС НПП "Воздушный замок" пояснил, что намерений не заключать Контракт не было.
Согласно пояснительному письму (вх.N4818 от 08.07.2022) после согласования макета банковской гарантии с АО "Севергазбанк" Общество произвело оплату вознаграждения за выдачу гарантии N19/1835-22800ЭГ по Счету N б/н от 27.06.2022, что подтверждается платежным поручением N486 от 29.06.2022, однако АО "Севергазбанк" было отказано в выпуске банковской гарантии Обществу, что подтверждается скриншотом переписки с менеджером банка, приложенным к указанному пояснительному письму. Также отказ АО "Севергазбанк" был подтвержден Обществом заявлением генерального директора ООО "УС НПП "Воздушный замок" в адрес банка об осуществлении возврата комиссионного вознаграждения за выдачу банковской гарантии, предоставленным на заседании Комиссии.
Согласно указанному пояснительному письму, после поступления информации об отказе в выпуске банковской гарантии от АО "Севергазбанк", 30.06.2022 Общество готово было предоставить Заказчику банковскую гарантию от другого банка, направило макет новой банковской гарантии для утверждения Заказчику, однако 04.07.2022 Заказчик сообщил Обществу, что принял решение признать ООО "УС НПП "Воздушный замок" уклонившимся от заключения Контракта.
В подтверждение намерения заключить Контракт, к указанному пояснительному письму Обществом был приложен счет-фактура N1153 от 29.07.2022, подтверждающая факт того, что продукция, необходимая Обществу для исполнения Контракта, была отгружена продавцом Обществу.
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы ООО "УС НПП "Воздушный замок" и предоставленные документы, приходит к выводу о том, что Общество совершало действия, направленные на заключение Контракта, а именно Обществом была произведена оплата вознаграждения за выдачу гарантии N19/1835-22800ЭГ по Счету N б/н от 27.06.2022, что подтверждается платежным поручением N486 от 29.06.2022, и предоставлен счет-фактура N1153 от 29.07.2022, подтверждающая факт того, что у Общества было намерение заключить Контракт.
Таким образом в действиях ООО "УС НПП "Воздушный замок" не усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "УС НПП "Воздушный замок" (ИНН 4705091460) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Учебно-социальное научно-производственное предприятие "Воздушный замок" (адрес: адрес: 188330, Ленинградская область, Гатчинский район, гп Сиверский, ул. Лесная, д. 35, ИНН 4705091460) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 июля 2022 г. N РНП-70-85-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022