Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 17" (далее - Заказчик):,
ООО "СК АРС" (далее - Заявитель):,
в отсутствие представителей:
Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16738-ЭП/22 от 24.06.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на Выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБУЗ "Городская поликлиника N 17" "Поликлиническое отделение N 18" Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: ул. Бестужевская, дом 79, литер А (извещение N 0172200000722000114) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.06.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000722000114. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 447 941, 32 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Приложению N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующие показатели оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" и "общее количество исполненных участником закупки договоров".
Также в Приложении N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
"Для оценки по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор, акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат;
-справка с описанием выполненных работ по исполненному контракту/договору, соответствующая всем требованиям настоящего порядка оценки (далее - справка).
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
По признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
В рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" предоставляемая в составе заявки справка должна в обязательном порядке содержать описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, в том числе описывать, каким образом, были организованы каждый из видов работ, указанные в исполненном контракте/договоре, содержать информацию о привлечении/не привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им. В рамках представляемой участником закупки справки по каждому виду работ необходимо предоставить следующие характеристики: описание выполнения работ с указанием используемой нормативно-правовой базы, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы, контроль качества выполняемых работ, привлекаемые специалисты при выполнении работ, используемое оборудование и/или средства.
Информацию о привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им, необходимо указывать в соответствии с положениями контракта/договора, который участник закупки представляет в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Понятие "Вид работ", установленное в требованиях к описанию выполненных работ по исполненному контракту/договору подразумевает работы, указанные в существенных условиях контракта/договора (предмет контракта/договора), который участник закупки представляет в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Под характеристикой "Нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы" понимается перечень основных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующие деятельность в области текущего или капитального ремонта, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы в рамках представленного к оценке контракта.
Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ,Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (от 30.12.2009 N 384-ФЗ), Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявке документах/информации в соответствии с требованиями настоящего пункта, такие сведения признаются недостоверными.
Под характеристикой "Привлекаемые специалисты при выполнении работ" понимаются привлекаемые участником закупки в ходе исполнения контракта/договора, который участник закупки представляет в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". В рамках характеристики "Привлекаемые специалисты при выполнении работ", участнику закупки необходимо указать следующую информацию по каждому из специалистов: фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, должностные обязанности, сведения об образовании, должностную инструкцию. В рамках характеристики "Привлекаемые специалисты при выполнении работ" участнику закупки также необходимо указать по каждому специалисту выполнение им обязанностей по охране труда во время исполнения контракта, определяемых с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Под характеристикой "Контроль качества выполняемых работ" понимается комплекс методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ, методов контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком (в том числе сроки устранения недостатков) (при их наличии), и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей. В рамках характеристики "Контроль качества выполняемых работ" участник закупки указывает также уполномоченное и назначенное (должность, а также документ, в рамках которого лицо было уполномочено и назначено на выполнение соответствующего вида контроля) на выполнение соответствующего вида контроля лицо (группу лиц), которое осуществляло соответствующий вид контроля, а также периодичность осуществления каждого из видов контроля.
Под характеристикой "Используемое оборудование и/или средства" понимается оборудование и/или средства, используемое в рамках исполнения контракта/договора, который представлен в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", с указанием по каждому такому оборудованию и/или средствам наименования, формы право пользования, количества, минимальных характеристик и пояснений, позволяющих определить сферу их применения при выполнении соответствующих работ.
В рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным.
Описание выполненных работ по представленному контракту/договору в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта в отношении каждой оцениваемой характеристики, должно содержать наименование соответствующей характеристики.
Договор, по которому в составе заявки не представлены все указанные выше документы (копии), при определении количества баллов по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", не учитывается.
В рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает стоимость такого контракта (договора).
В случае, если участником конкурса в справке указывается, что выполнение работ производилось в соответствии со всеми требованиями, указанными в контракте/договоре, который участник закупки представляет в рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", и в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предоставляется описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, соответствующее всем требованиям настоящего порядка оценки, то такая справка признается не представленной участником конкурса.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Значение количества баллов по признаку N 1 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
,
где:
Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
Хmin - минимальное значение признака N1, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- предельное максимальное значение признака N1, установленное заказчиком в размере одного миллиарда пятисот миллионов рублей, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Под значением признака N 1 понимается общая цена исполненных участником закупки договоров, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте, в российских рублях.
Для оценки по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор, акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат;
-справка с описанием выполненных работ по исполненному контракту/договору, соответствующая всем требованиям настоящего порядка оценки (далее - справка).
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
По признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
В рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" предоставляемая в составе заявки справка должна в обязательном порядке содержать описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, в том числе описывать, каким образом, были организованы каждый из видов работ, указанные в исполненном контракте/договоре, содержать информацию о привлечении/не привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им. В рамках представляемой участником закупки справки по каждому виду работ необходимо предоставить следующие характеристики: описание выполнения работ с указанием используемой нормативно-правовой базы, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы, контроль качества выполняемых работ, привлекаемые специалисты при выполнении работ, используемое оборудование и/или средства.
Информацию о привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им, необходимо указывать в соответствии с положениями контракта/договора, который участник закупки представляет в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Понятие "Вид работ", установленное в требованиях к описанию выполненных работ по исполненному контракту/договору подразумевает работы, указанные в существенных условиях контракта/договора (предмет контракта/договора), который участник закупки представляет в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Под характеристикой "Нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы" понимается перечень основных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующие деятельность в области текущего или капитального ремонта, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы в рамках представленного к оценке контракта.
Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ,Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (от 30.12.2009 N 384-ФЗ), Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В рамках признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявке документах/информации в соответствии с требованиями настоящего пункта, такие сведения признаются недостоверными.
Под характеристикой "Привлекаемые специалисты при выполнении работ" понимаются привлекаемые участником закупки в ходе исполнения контракта/договора, который участник закупки представляет в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". В рамках характеристики "Привлекаемые специалисты при выполнении работ", участнику закупки необходимо указать следующую информацию по каждому из специалистов: фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, должностные обязанности, сведения об образовании, должностную инструкцию. В рамках характеристики "Привлекаемые специалисты при выполнении работ" участнику закупки также необходимо указать по каждому специалисту выполнение им обязанностей по охране труда во время исполнения контракта, определяемых с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Под характеристикой "Контроль качества выполняемых работ" понимается комплекс методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ, методов контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком (в том числе сроки устранения недостатков) (при их наличии), и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей. В рамках характеристики "Контроль качества выполняемых работ" участник закупки указывает также уполномоченное и назначенное (должность, а также документ, в рамках которого лицо было уполномочено и назначено на выполнение соответствующего вида контроля) на выполнение соответствующего вида контроля лицо (группу лиц), которое осуществляло соответствующий вид контроля, а также периодичность осуществления каждого из видов контроля.
Под характеристикой "Используемое оборудование и/или средства" понимается оборудование и/или средства, используемое в рамках исполнения контракта/договора, который представлен в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", с указанием по каждому такому оборудованию и/или средствам наименования, формы право пользования, количества, минимальных характеристик и пояснений, позволяющих определить сферу их применения при выполнении соответствующих работ.
В рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным.
Описание выполненных работ по представленному контракту/договору в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта в отношении каждой оцениваемой характеристики, должно содержать наименование соответствующей характеристики.
Договор, по которому в составе заявки не представлены все указанные выше документы (копии), при определении количества баллов по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", не учитывается.
В рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает стоимость такого контракта (договора).
В случае, если участником конкурса в справке указывается, что выполнение работ производилось в соответствии со всеми требованиями, указанными в контракте/договоре, который участник закупки представляет в рамках признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", и в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предоставляется описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, соответствующее всем требованиям настоящего порядка оценки, то такая справка признается не представленной участником конкурса.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Значение количества баллов по признаку N 2 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
,
где:
Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где Хmin - предельное минимальное значение признака N 2, подлежащее оценке;
где - предельное максимальное значение признака N 2, установленное Заказчиком, равное семидесяти контрактам.
Под значением признака N 2 понимается общее количество исполненных участником закупки договоров, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте.".
Комиссия УФАС отмечает, что согласно письму Минфина от 03.03.2022 N 24-03-07/15472 перечень документов, установленный подпунктом "в" пункта 28 Положения, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренным абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Комиссия УФАС отмечает, что определение порядка оценки заявок является прерогативой Уполномоченного органа, Заказчика и устанавливая соответствующий порядок Уполномоченный орган, Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг, при этом установленный в рассматриваемом случае порядок оценки заявок в целом корреспондируется с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного, Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Довод жалобы признаны необоснованным.
2. Комиссия УФАС отмечает, что извещением предусмотрены, в том числе, следующие положения в рамках спорного показателя:
"предельное максимальное значение признака N1, установленное заказчиком в размере одного миллиарда пятисот миллионов рублей, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
предельное максимальное значение признака N 2, установленное Заказчиком, равное семидесяти контрактам.";
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС отмечает, что для получения максимального балла по спорным показателям, в рассматриваемом случае, каждый из представленных в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ контрактов, должен иметь цену не менее 21,5 млн рублей.
Под конкурсом понимается процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается, в том числе квалификация такого участника.
При этом установление в порядке оценки предельного значения квалификации участников, не соответствующего предмету закупки, нивелирует задачу проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные условия ограничивают возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов по спорному показателю и не позволяют выявить лучшие условия исполнения государственного контакта, поскольку не являются сопоставимыми предмету конкурса.
Установление вышеуказанного порядка оценки нарушает п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК АРС" обоснованной в части доводов относительно установления ненадлежащего порядка оценки в рамках критерия "квалификация участников закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2022 г. N 44-1923/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022