Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "КВД N1" (далее - Заказчик): Алексеевой С.А. по доверенности,
ИП Зуйкова Алексея Николаевича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17237/22 от 30.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских перчаток (извещение N 0372200045022000006),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских перчаток (извещение N 0372200045022000006) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 406 628,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Зуйков Алексей Николаевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Зуйковым Алексеем Николаевичем заключен государственный контракт N 0372200045022000006 от 15.04.2022 на сумму 721 914,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 01.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Зуйковым Алексеем Николаевичем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
ИП Зуйков Алексей Николаевич обязался поставить товар по заявке Заказчика в течение 3-х рабочих дней с момента направления заявки (п.4.2. контракта). Заявка N 151 была направлена заказчиком поставщику 21.04.2022 и содержала уведомление о поставке всех товаров в полном объеме. В соответствии с условиями контракта поставка должна была быть осуществлена до 26.04.2022 включительно.
30.05.2022 в адрес Заказчика на основании универсального передаточного документа N 738 от 24.05.2022 поступил товар на сумму 355 370,00 руб.
01.06.2022 Заказчиком комиссионно осуществлена приемка поступившего товара. Составлен акт приемки товаров по качеству и количеству от 01.06.2022.
В ходе приемки было установлено следующее:
От Поставщика с товаром поступила копия без приложения регистрационного удостоверения от 26.01.2022 N РЗН 2.022/16431 на перчатки диагностические (смотровые) нитриловые неопудренные одноразовые нестерильные по ТУ 22.19.60-004-46527899-2021, где производителем перчаток значится ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" 620100, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Восточная, стр. 160а, пом. 17/67.
Маркировка коробок с товаром содержит следующие сведения: NITRO производитель: ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" ИНН 6685181067, 620100, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Восточная, стр, 160а, пом. 17/67, тел. +7(343) 226-94-84, +7(922) 119-13-32 E-mail: sale@asvfarma.com Сайт: www.asvfarma.com РУ N РЗН 2022/16431 от 26.01.2022.
Таким образом, Поставщиком по Контракту отгружены перчатки производства ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" 620100, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Восточная, стр. 160а, пом. 17/67.
Однако в соответствии с установленными ограничениями допуска, установленными извещением N 0372200045022000006 на основании постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617), в составе заявки N111613684 поставщиком - ИП Зуйковым А.П., как участником и победителем электронного аукциона, приложены документы: выписка из реестра российской промышленной продукции (Реестровая запись N 396\1\2022. Дата внесения в реестр: 05.03.2022), где производителем данной продукции значится ООО "СПЕЦ-И-АЛ", и регистрационное удостоверение от 02.02.2022 г. N РЗН 2022/16511 на перчатки медицинские смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, одноразовые по ТУ 22.19.60-003-05370760-2021, производитель: ООО "СПЕЦ-И-АЛ", 671260, РЕСП. БУРЯТИЯ, Р-Н ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ, С ТУРУНТАЕВО, УЛ. КОМСОМОЛЬСКАЯ, ДОМ 30, КВАРТИРА 1.
Поскольку в составе заявки ИП Зуйковым Алексеем Николаевичем представлены документы, подтверждающие поставку перчаток производства ООО "СПЕЦ-И-АЛ", следовательно, поставка по Контракту и должна быть произведена перчаток данного производителя.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он 01.06.2022 направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ИП Зуйкова Алексея Николаевича.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут Заказчиком 30.06.2022 (до вручения Решения Участнику), что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Зуйкова Алексея Николаевича пояснил следующее.
19.05.2022 сотрудниками ИП Зуйкова Алексея Николаевича с Заказчиком было согласованно количество необходимое для работы учреждения на 7 дней (неделю), с гарантией отправки оставшегося товара не позднее 27 мая 2022.
24.05.2022 в адрес Заказчика были направлены перчатки медицинские в количестве 51 000 пар указанные в письме. После поставки товара Заказчику, Заказчик направил в адрес Участника решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщиком 06.06.2022 было направленно письмо с предложением о замене производителя по улучшенным характеристикам, но от Заказчика был получен отказ.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Зуйкова Алексея Николаевича в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ИП Зуйков Алексей Николаевич как ответственный и добросовестный Поставщик проявлял в свою очередь разумные действия направленные на изменения возникшей ситуации, в том числе для её стабилизации, учитывая возможные риски для обеих сторон, с целью недопущения последствий, которые могут повлечь за собой отсутствие у сотрудников и как следствие у пациентов средств защиты, но в виду отклонения Заказчиком предложений по исполнению Контракта выполнить свои обязательства ИП Зуйковым А.Н. не представилось возможным.
На момент заключения Контракта, Поставщик рассчитывал неукоснительно соблюдать его условия, и поставлять товар в сроки, предусмотренные Контрактом; однако, в возникшей нестабильной экономической ситуации, производители перчаток, а также поставщики сырья для производства товара массово приостанавливают отгрузку своей продукции, что и привело к перебоям поставок товара и сырья для его производства и серьёзно увеличили дефицит товара на рынке.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Зуйковым Алексеем Николаевичем предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Зуйкова Алексея Николаевича (ИНН: 740417387901) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2022 г. N РНП-78-842/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022