Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "ЦОКР" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ЛюксСор" (далее - Участник, Подрядчик): директора, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17240/22 от 30.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (извещение N 0872400000220000059),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.03.2020 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (извещение N 0872400000220000059) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 241 211,92 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.04.2020 N 0872400000220000059-3 победителем Аукциона признано ООО "ЛюксСор".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛюксСор" заключен государственный контракт N 0872400000220000059-06 от 20.04.2020 на сумму 4 065 319,70 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 01.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛюксСор" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется на условиях, предусмотренных Контрактом, выполнить, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работ по капитальному ремонту здания для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и проектно-сметной документацией (Приложение N 2 к Контракту).
Письмом от 09.11.2020 N 37-21-11/7707 Заказчик отказал в приёмке работ, направил акт о недостатках, выявленных при проверке исполнительной документации, и приложение N 1 к акту о приёмке выполненных работ по форме КС-2 от 01.10.2020 с расчётом суммы штрафа и пени за просрочку выполнения работ по Контракту. Кроме того, Подрядчик был уведомлен о непринятии в оплату документов на дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией.
01.11.2021 Подрядчику было направлено дополнительное соглашение о расторжении контракта в неисполненной им части, но ответа не получено.
Подрядчик обратился в суд. Требования об оплате дополнительных работ, не принятых Заказчиком и не имеющих надлежащего согласования, судом не удовлетворены (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2002 по делу N А56-22182/2021).
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он 01.06.2022 направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по адресу электронной почты, а также 02.06.2022 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "ЛюксСор".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут Заказчиком 30.06.2022 (до вручения Решения Участнику), что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ЛюксСор" пояснил следующее.
Проектно-сметная документация N Т.035-0872400000219000261-06.19, разработана ИП Тереховым А.В. (п.5 Технического задания, Контракта).
В ходе выполнения работ было установлено, что Проектная документация имела расхождения со сметной документацией, которые заключались в том, что часть работ, выполнение которых было предусмотрено проектной документацией, не были отражены (или отражены неверно) в сметной документации и наоборот. У части работ - были ошибочно определены объемы работ, подлежащих выполнению (по части работ имелось указание проектировщика о том, что точные объемы работ должны быть определены по факту их завершения, а объемы работ, указанные в проектной документации, являются справочными).
Абз.1, пункта 6, Технического задания, Контракта было предусмотрено следующее: "Если при производстве работ обнаруживается необходимость в работах, не указанных в техническом задании, но обязательных для завершения полного цикла работ по заключенному контракту, то эти работы должны быть выполнены в пределах цены заключенного контракта".
Таким образом все работы, выполнение которых было предусмотрено Контрактом, а также работы, выполнение которых предусмотрено не было, но которые необходимы для завершения работ, должны быть выполнены Подрядчиком при условии, что стоимость выполненных работ не превысит цену Контракта.
Все необходимые работы ООО "ЛюксСор", в соответствии со строительными нормами, необходимыми для завершения работ, в том числе требуемые Заказчиком, а в последующем не принятые и не оплаченные, были выполнены без замечаний по качеству и объему. В настоящее время результат выполненных работ используется по назначению.
Письмом N38 от 23.06.2020, Участник сообщил Заказчику о завершении работ, с направлением документов, в том числе Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3; смета (расчет непредвиденных затрат), акты освидетельствования скрытых работ, журнал производства работ, документы, необходимые для эксплуатации результата работ, накладные и счета фактуры, подтверждающие стоимость приобретенных материалов, документ в подтверждение обеспечения гарантийных обязательств.
Таким образом, выполнение работ было завершено ООО "ЛюксСор" 23.06.2020.
ФКУ "ЦОКР" получив документы своего представителя для приемки работ не направило. О причинах Подрядчика не известило.
Участником 24.07.2020 в адрес Заказчика по электронной почте было направлено письмо N 45 от 24.07.2022, о повторном направлении документов о выполнении работ. Направленные документы на бумажном носителе были вручены 28.07.2020, представителю Заказчика, инженеру Магину А.П. с приложенной описью.
В соответствии с п. 4.2. Контракта, Государственный заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения Акта о приемки выполненных работ, проверив объем и качество выполненных Работ обязан возвратить Подрядчику подписанный второй экземпляр Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, либо в тот же срок направить мотивированный отказ от приемки выполненных Работ в форме Акта с изложением причин отказа и выявленных недостатков, подписанный с двух сторон.
С учетом вышеизложенного, приемка должна была быть проведена Заказчиком в срок до 18.08.2020 (28.07.2020 + 15 раб дней).
17.09.2020, с просрочкой в 1 месяц, Заказчиком была организована комиссия по промежуточной приемке выполненных работ. По результатам приемки было выдано заключение о выявленных недостатках, в том числе в представленных документах, которые было предписано устранить в срок до 25.09.2020. Все выявленные недостатки Подрядчиком были устранены в установленный срок. Окончательная приемка работ состоялась 28.09.2020.
Факт выполнения работ и дата их завершения подтверждается Отчетом от 05.10.2020 по результатам строительного контроля на объекте, составленным специалистом по строительному контролю ИП Букашевым А.И. В отчете указано, что окончательная приемка состоялась 28.09.2020, по результатам окончательной приемки зафиксировано, что Подрядчиком устранены все недостатки, за исключением работ по асфальтированию прилегающей к крыльцу территории (п.4 Отчета). Все работы выполнены в полном объеме и с хорошим качеством (кроме работ по асфальтированию территории) (п.5 Отчета). Примечание: работы по асфальтированию были выполнены, однако не приняты и не оплачены. Обоснованных замечаний не поступало.
Однако подписанных актов со стороны Заказчика представлено не было.
Дополнительным соглашением N1 от 02.10.2020, которое было составлено уже после завершения работ, под условием отказа Заказчика от подписания ранее представленных актов, по причинам ошибок и расхождений, допущенных при оформлении проектно-сметной документации, стоимость выполненных работ была снижена и определена в сумме 4 065 319,70 руб., в том числе НДС (20%) 677 553,28 руб., в том числе внесены изменения в проектно-сметную документацию, в части раздела Архитектурные решения, в редакции приложенной к дополнительному соглашению.
20.10.2020, ООО "ЛюксСор" направило в третий раз, подписанные документы, которые получены Заказчиком 28.10.2020, в том числе 2 акта о приемке выполненных работ:
- Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N1 от 01.10.2020 на сумму 2 884 122,62 руб. и справка по форме КС-3 на сумму 2 884 122,62 руб. (подписан Заказчиком 12.11.2020);
- Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N1 от 01.10.2020 на сумму 1 181 197,08 руб. и справка по форме КС-3 на сумму 1 181 197,08 руб. (неучтенные работы, подписан только Подрядчиком).
Однако письмом N 37-21-11/7707 от 09.11.2020 Заказчик отказал в приемке и оплате, в том числе требуя подписания приложения к акту с расчетом неустойки.
Как указано выше, позже, 12.11.2020 акт о приемке на сумму 2 884 122,62 руб. Заказчиком все же был подписан, с учетом подписанного Участником приложения к акту.
Однако, поскольку ФКУ "ЦОКР" оплату за выполненные работы все же не производило, что подразумевает административную ответственность по ст. 7.32.5 КоАП РФ, ООО "ЛюксСор" обратилось в Арбитражный Суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании задолженности.
28.09.2021, в ходе судебного рассмотрения дела, сторонами, по инициативе ФКУ "ЦОКР", были подписаны Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N1 от 01.10.2020 на сумму 3 294 392,93 руб. и справка по форме КС-3 на сумму 3 294 392,93 руб. с Приложением.
Платежным поручением N 424808 от 30.09.2021 ФКУ "ЦОКР" оплатило ООО "ЛюксСор" 3 202 923,24 руб. (за минусом пени за просрочку выполнения работ в сумме - 91 469,69 руб.).
В Акт приемки вошли следующие работы:
- Работы на сумму 2 884 122,62 руб., из ранее подписанного сторонами Акта приемки по форме КС-2 от 01.10.2020 на сумму 2 884 122,62 руб.;
- Работы на сумму 289 497,25 руб. из Акта КС-2 от 01.10.2020, на сумму 1 181 197,08 руб.;
- Работы на сумму 120 773,06 руб. (данные работы были выявлены при корректировке сметы и приняты Заказчиком).
В приложении указано, что сумма, подлежащая оплате ООО "ЛюксСор" в соответствии с условиями Дополнительного Соглашения N1 от 02.01.2020 составляет 4 065 319,70 руб. (абзац 1), по факту работы выполнены 01.10.2020 (абзац 3) и Заказчик удерживает пени за просрочку выполненных работ.
Заказчик, занимая доминирующее положение, не принимая работы и не оплачивая их, неоднократно вынуждает Подрядчика к подписанию документов, под угрозой не принятия работ и их не оплаты, грубо нарушая требования заключенного Контракта в части сроков приемки, сроков оплаты выполненных работ, вынудив подписать дополнительное соглашения N1 от 02.10.2020, когда работы уже фактически были выполнены, актов от 28.09.2021 с приложением о признании Подрядчиком допущенной просрочки, хотя вина за просрочку очевидна лежит на Заказчике, допустившем просрочку приемки работ.
В дальнейшем, спустя более 1 года, ФКУ "ЦОКР" обратилось к проектировщику - ИП Терехову А.В. с просьбой об устранении недостатков проектной документации, в целях приемки выполненных работ по Контракту в оставшейся части. Проектировщик письмом от 28.10.2021 года N 23 ОТ-28/10/21 сообщил ФКУ "ЦОКР", что поскольку работы на объекте уже выполнены, у него отсутствует возможность проверки наличия заявленных недостатков, одновременно проектировщик сообщил, что внесет изменения только при условии оформления Актов, в которых ФКУ "ЦОКР" подтвердило бы отсутствие недостатков в проектной документации, допущенных проектировщиком. Но ФКУ "ЦОКР" отказалось подтверждать отсутствие недостатков проектной документации.
Письмом N39-21-11/7328 от 01.11.2021 ФКУ "ЦОКР" сообщило ООО "ЛюксСор" об отказе проектировщика от внесения изменений в проектную документацию и предложило установить стоимость работ, выполненных в рамках государственного контракта N 872400000220000059-06 от 02.04.2020 в размере 3 294 392,93 руб.
В ответ письмом б/н от 02.12.2021, ООО "ЛюксСор" сообщило, что предложение о заключении дополнительного соглашения рассмотрено и отклоняется по причинам, что стоимость фактически выполненных работ составила 4 186 092,76 руб.
Участник отметил, что работы на остаточную сумму 770 926,77 рублей, с учетом дополнительного соглашения N1 от 02.10.2020, это были работы, которые либо не требовались к выполнению, в виду недостатков в проектной документации, либо замещались работами, которые не были приняты Заказчиком. Требований от Заказчика в части выполнения какого-либо дополнительного объема работ, не выполненного Подрядчиком, не поступало.
При рассмотрении судебного дела N А56-22182/2021 ФКУ "ЦОКР" ссылалось, что работы, которые оно отказалось принимать и оплачивать ООО "ЛюксСор", являются дополнительными работами, а потому оплате не подлежат. В том числе, по причине, что стоимость итогового результата работ превышает стоимость, установленную дополнительным соглашением N1 от 02.10.2020.
Таким образом, все работы в рамках Контракта, были выполнены Подрядчиком, объект введен в эксплуатацию и используется по назначению.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "ЛюксСор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ЛюксСор" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ЛюксСор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЛюксСор" (ИНН: 3525322155) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2022 г. N РНП-78-843/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022