Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ГБОУ СОШ N 589 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "ПитерСпортСтрой" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17304-ЭП/22 от 01.07.2022) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту спортивной площадки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 589 Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Тверская ул., д. 62, литер А (извещение N 0172200002122000088) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 09.06.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002122000088. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 156 200,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерной оценке его заявки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее- квалификация участников закупки)..
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Пунктом 3.32 Административного регламента предусмотрено, что по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
07.07.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, по окончании которого ее состав не изменился.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В Приложении N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки по Признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Для оценки по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный (-ые) договор (-ы), акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (-ов). При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке;
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
По признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение признака N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и установлены предельное максимальное значение () признака.
Значение количества баллов по признаку N 2 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
,
где:
Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где
предельное максимальное значение признака N 2, установленное Заказчиком, равное 55 контрактам;
Под значением признака N 2 понимается общее количество исполненных участником закупки договоров, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте.
Если в предложении участника закупки содержится значение признака N 2, которое выше предельного максимального значения, баллы по признаку N 2 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения признака N 2."
Согласно пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2022 NИЭОК1 размещен в единой информационной системе 29.06.2022 в 11 часов 29 минут и содержит результаты оценки заявок по рассматриваемому показателю:
"Количество баллов по детализирующему показателю N2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) - 86,96
Участником предоставлена информация и копии документов об исполнении договоров, в количестве 66 шт.
Комиссией принято для начисления баллов 49 контрактов.
Для расчета баллов по показателю N 2 не учтены контракты на суммы:
- на сумму 12 000 000,00;
Указанный контракты не соответствует требованиям конкурсной документации, указанному в приложении N 4 к извещению. А именно:
Требование Заказчика: "При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке" (в данном контракте акт подписан 15.06.2017 года)
- на сумму 2 461 636,42; (отсутствует стр.2 Акта N3 от 16.10.2020 года (по форме NКС-2)
- на сумму 12 222 200,00; (отсутствует Справка о стоимости выполненных работ (по форме NКС-3)
- на сумму 11 388 600,00; (отсутствует стр.30 Акта N1 от 18.08.2017 года (по форме NКС-2)
- на сумму 8 399 981,13; (отсутствует стр.4, 5 Акта N1 от 30.11.2017 года (по форме NКС-2)
- на сумму 46 306 470,27 (отсутствует стр.25 Акта N4 от 24.07.2017 года (по форме NКС-2) (отсутствует стр.10 Акта N3 от 02.10.2017 года (по форме NКС-2)
- на сумму 104 663 860,00; (отсутствует стр.17 Акта N1 от 02.10.2017 года (по форме NКС-2) (отсутствует стр.10 Акта N3 от 02.10.2017 года (по форме NКС-2)
- на сумму 16 647 480,00; (отсутствует стр. 26 Акта N1 от 15.11.2019 года (по форме NКС-2)
- на сумму 8 367 578,11; (отсутствует стр. 13, 17 Акта N1 от 26.09.2019 года (по форме КС-2)
- на сумму 4 719 290,40 (отсутствуют сведения о Государственном контракте)
- на сумму 4 604 168,98 (отсутствуют сведения о Государственном контракте)
- на сумму 39 405 178,35 (Акт N4 от 04.12.2018 года (по форме КС-2) представлен не в полном виде, отсутствуют последние страницы.
- на сумму 39 910 792,47 (Акт N2 от 18.09.2018 года (по форме КС-2) представлен не в полном виде, отсутствуют последние страницы.
Указанные контракты не соответствует требованиям конкурсной документации, указанным в приложении N 4 к извещению. А именно:
Требование Заказчика: "К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов"
- на сумму 14 068 082,06; (исполнен не в полном объеме) Расторжение контракта от 17.12.2021 г.
- на сумму 11 910 849,69; (исполнен не в полном объеме) Расторжение контракта от 30.12.2020 г.
- на сумму 14 707 296,00; (исполнен не в полном объеме) Расторжение контракта от 17.12.2021 г.
- на сумму 37 262 283,97; (исполнен не в полном объеме) Расторжение контракта от 27.12.2019 г.
Указанные контракты не соответствует требованиям конкурсной документации, указанным в приложении N 4 к извещению. А именно:
Требование Заказчика: "По признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)."
Таким образом, расчет баллов осуществлялся по формуле, предусмотренной порядком оценки для признака N2.".
В соответствии с пп. р) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
Из анализа заявки Заявителя следует, что что в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки им представлены, в том числе, контракты со следующими реестровыми записями NN2301508934219000099, 3472001481520000017, 2301508934219000090, 3711850423819000014.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что комиссией Заказчика не приняты к оценке контракты, ввиду того, что данные контракты были расторгнуты и не могут считаться исполненными надлежащим образом.
При этом, на заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно соглашениям о расторжении контрактов подрядчиком фактически выполнено работ на сумму 14 068 082,06 рублей, 11 910 849,69 рублей, 14 707 296,00 рублей, 37 262 283,97 рублей соответственно.
Также согласно условиям стороны, подписывают соглашение по взаимному согласию и без взаимных претензий.
Исходя из имеющихся материалов следует, что фактически необходимые работы по вышеуказанным контрактам выполнены в полном объеме и необходимом заказчику, а также в соответствии с требованиями извещения.
Кроме того, из сведений протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2022 NИЭОК1 следует, что Заявителем по контракту с реестровой записью N3471601645720000009 не представлена справка о стоимости выполненных работ (по форме NКС-3).
Вместе с тем, Комиссии УФАС констатирует, что установленный порядок оценки в рассматриваемой части не предусматривает необходимости предоставления справки о стоимости выполненных работ (по форме NКС-3).
Исходя из изложенного, Заказчиком неправомерно применен порядок оценки представленных сведений в составе заявки Заявителя по Признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПитерСпортСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2022 г. N 44-2033/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022