Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 88" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПОТРУС" (далее - Участник): генерального директора Половинкина А.И.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17485-ЭП/22 от 04.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку платформы подъемной вертикальной для инвалидов (извещение N 0372200125322000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении закрытого аукциона на поставку платформы подъемной вертикальной для инвалидов (извещение N 0372200125322000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 671 560,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПОТРУС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПОТРУС" заключен государственный контракт N 93/22 от 19.04.2022 на сумму 590 971,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПОТРУС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что Участник обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку платформы подъемной вертикальной для инвалидов (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, организации и проведению полного технического освидетельствования Товара, вводу в эксплуатацию Товара, пуско-наладке, обучению правилам эксплуатации в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара (далее - Услуги).
Согласно п. 5.1. Контракта: поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных п. 1.3. Контракта, в течение 10 (Десять) рабочих дней с даты направления заявки Заказчиком в период действия Контракта. Поставка осуществляется по рабочим дням Заказчика в рабочее время Заказчика.
Согласно п. 7.1. Контракта: Услуги по сборке, установке и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, должны быть оказаны Поставщиком в срок, не превышающий 5 рабочих дней.
Заявка Заказчиком направлена в адрес Участника 21.04.2022. Таким образом, поставка Оборудования должна была быть осуществлена не позднее 11.05.2022 (включительно). При этом последним днём сдачи оказанных Услуг является 18.05.2022.
С 19.05.2022 началась просрочка исполнения обязательств. Письмом от 20.05.2022 Участник гарантировал закончить подготовку к сдаче Оборудования к 24.05.2022.
25.05.2022 представители Заказчика и директор ООО "ПОТРУС" Половинкин А.И. провели рабочую встречу, с целью проверки готовности Оборудования к приемке и дальнейшей приемки.
В ходе проведения контроля на объекте случилась чрезвычайная ситуация: при тестировании оборудования, подъёмная платформа прекратила движение и удерживалась в остановленном состоянии. Проверка прекратилась. Дальнейшие испытания стало производить невозможно. Данная поломка указывала на производственный брак.
Пунктом 6.7 Контракта установлено, что в случае обнаружения Заказчиком нарушений условий Контракта, в том числе требований к количеству Оборудования, комплектности, упаковке Оборудования, качеству и безопасности Оборудования Поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны Заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить Оборудование) в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения от Заказчика мотивированного отказа.
В связи со случившейся чрезвычайной ситуацией, в адрес ООО "ПОТРУС" направлен мотивированный отказ в приемке оборудования, а также выдвинуто требование о замене в 5-дневный срок Оборудования.
На 03.06.2022 на 10:00 была назначена повторная приемка, на которой ООО "ПОТРУС" отказалось от тестирования Оборудования и сообщило, что Оборудование не готово к приемке.
Заказчиком была проведена экспертиза, в результате которой выявлены серьезные нарушения условий Контракта (Технических требований, предъявляемых к Оборудованию), более того Оборудование не соответствовало Сертификату соответствия и ГОСТам.
С Участником проводилась регулярная деловая переписка. Заказчик обращался к Участнику с требованиями поставить надлежащего качества Оборудование, в ответ ООО "ПОТРУС" гарантировало исполнение всех условий Контракта, которые в итоге ООО "ПОТРУС" не выполнило.
Согласно п. 12.4 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 12.6 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) поставщик и (или) поставляемое Оборудование перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона) и (или) поставляемому Оборудованию;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Оборудования требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, ООО "ПОТРУС" при участии в Аукционе сообщило недостоверные сведения о поставляемом Оборудовании (что позволило ему выиграть Аукцион). Само Оборудование оказалось не соответствующим требованиям ГОСТов и условиям Контракта. Выявлен производственный брак, не позволяющий эксплуатировать Оборудование.
Более того, ООО "ПОТРУС" допустило существенное нарушение Контракта, а именно поставило Оборудование ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ст. 523 ГК РФ). Так, выявлены следующие нарушения:
- Размеры и зазоры для грузонесущего устройства не соответствуют ГОСТ 34682.2-2020.
- Изделие не оборудовано в соответствии с ГОСТ 34682.2-2020 чувствительными кромками, фотоэлементами или световыми барьерами.
- Требования к расположению и характеру информации для пользователя, сигналов и предупреждающих устройств, маркировки, знаков (пиктограмм), письменных предупреждений не соответствует ГОСТ 34682.2-2020.
- Тормозная система не соответствует ГОСТ 34682.2-2020.
- Отсутствует Диспетчеризация (несоответствие Техническим требованиям, установленные Контрактом).
- Покрытие пола грузонесущего устройства не соответствует ГОСТ 34682.2-2020 (должно быть нескользким) и Техническим требованиям, установленным Контрактом (Рифленый алюминий).
Кроме того, не проведено полное техническое освидетельствование Оборудования (нарушение условий Контракта п. 1.1, п. 3.1.5).
03.06.2022 подписан рекламационный акт представителями ООО "ПОТРУС" и СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88", где перечислены выявленные недостатки Оборудования.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 2 ст. 407 ГК РФ, ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 07.06.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 16.06.2022).
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПОТРУС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что на первых этапах заключения Контракта ООО "ПОТРУС" пыталось согласовать с Заказчиком подъемное оборудование с улучшенными характеристиками (ООО "ПОТРУС" было выслано на почту Заказчика тех. документация на подъемник производства ООО "ПОТРУС", который соответствует новому ГОСТу 34682.2- 2020), на что получило от Заказчика письменный отказ от этого оборудования и предупреждение занести ООО "ПОТРУС" в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому ООО "ПОТРУС" было поставлено Оборудование по техническим характеристикам, указанным в закупочной документации, а именно, тип привода "электрический, винт-гайка БРАЖ, автоматический шлагбаум и пандус, приводная колонна расположена справа" (согласно спецификации и тех. требований, Приложение N 1 к Контракту и Приложение N 2 к Контракту соответственно), в сроки согласно запросу 11.05.2022. Еще в ходе установки оборудования представитель заказчика давал понять, что представлял себе другое подъемное оборудование для инвалидов, не объясняя конкретно свои требования.
Так же, по словам представителя Участника, Заказчик до прохождения ПТО выявлял самостоятельно несоответствие ГОСТу технических показателей (такое заключение могут давать только соответственные специалисты).
После установки подъемника и прохождения ПТО, согласно новому ГОСТу 34682.2-2020, согласно которому должен быть поставлен подъемник, специалистом ПТО было выявлено замечание, которое ООО "ПОТРУС" в течении трех дней устранило. Новый ГОСТ на подъемное оборудование вышел сравнительно недавно, специалист ПТО выявил еще одну неточность за один день до приемки. ООО "ПОТРУС" это замечание за столь короткий срок физически не смогло бы исправить и попросило дополнительное время на его устранение, в результате получило отказ от Заказчика.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника сообщил, что данная продукция хранится на складе ООО "ПОТРУС", и готова к отгрузке Заказчику в полном объеме, в кратчайшие сроки.
В связи с тем, что ГОСТ 34682.2-2020 введен не так давно, акт освидетельствования делали долго, и в последний день сдачи сделали замечание, которые устранить на месте было невозможно, ООО "ПОТРУС" нужно было время, для возврата и доработки подъемника.
ООО "ПОТРУС" пыталось договориться с Заказчиком о переносе сроков, на что был получен отказ.
По словам представителя Участника, до получения подъемника Заказчик написал письмо с замечаниями (письмо 67-3-1), хотя он даже не видел этот подъемник, не был ознакомлен с документацией.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "ПОТРУС" в реестр недобросовестных поставщиков, так как, в действиях ООО "ПОТРУС" отсутствовал умысел об уклонении от исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме, а также не устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Решения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПОТРУС" (454081, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Попова, д. 1, пом. 1), ИНН: 7447267279; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Половинкин Антон Игоревич, ИНН: 744725608655, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ПОТРУС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.07.22 |
07.07.22 |
04.07.22 |
0 |
04.07.22 |
11.07.22 |
08.07.22 |
0 |
13.07.22 |
13.07.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2022 г. N РНП-78-857/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022