В связи с поступившей от ООО "Геосфера - МК" (вх. N 17388-ЭП/22 от 04.07.2022), перенаправленное ФАС России информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС),
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), по доверенности;
СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "Геосфера - МК" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения заседания Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Проезд без названия от Московского шоссе вдоль домов 15-23 (Дизельный проезд)" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002522000136).
Адрес проверяемой организации: 191144, Санкт-Петербург,ул. Новгородская, д. 20, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 621 531 665,81 руб.
В обращении Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в обращении.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что извещение об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом в ЕИС 26.05.2022 с датой окончания срока подачи заявок - 23.06.2022, что составляет 27 календарных дней.
27.05.2022 размещены изменения в извещение, датой окончания срока подачи заявок установлено 14.06.2022, что составляет 17 календарных дней.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом правомерно внесены изменения в извещение в части корректировки срока подачи заявок на участие в закупке, а именно срок подачи заявок не менее 15 дней, что соответствует п. 1 ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также не менее 10 дней, установленных п. 1 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В случае установления заказчиком в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
При этом, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса (пункт 3 части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Так, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по результатам закупки, составляет 621 531 665,81 руб., следовательно, согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно подразделу "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению" раздела "Обеспечение исполнения контракта" извещения и пункту 9.1 раздела 9 проекта контракта, являющемуся приложением N 5 к извещению, размер обеспечения исполнения обязательств установлен в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, предусмотренному пунктом 3.9 раздела 3 проекта контракта.
Размер аванса по контракту в соответствии с пунктом 3.9 раздела 3 проекта контракта составляет 50% от суммы (лимита) принятого бюджетного обязательства на текущий финансовый год и равняется 310 765 832,91 руб. (48 184 099,06*50%+573 347 566,75*50%).
Расчет размера обеспечения исполнения контракта: (621 531 665,81 руб.-310 765 832,91 руб.) * 10% = 31 076 583,29 руб., что составляет 4,999999999% от начальной (максимальной) цены контракта (31 076 583,29 руб./ 621 531 665,81 руб.=4,999999999%), с учетом округления - 5%.
В связи с предусмотренным Автоматизированной информационной системой государственного заказа (далее - АИС ГЗ) функционалом при заполнении извещения размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исключительно в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта, при этом, размер аванса устанавливается в процентном соотношении от цены контракта, следовательно, на основании произведенного в соответствии с положениями статьи 96 Закона N 44-ФЗ расчета заказчик установил в извещении размер обеспечения исполнения контракта - 5%.
Таким образом в действиях Уполномоченного органа, Заказчика в данном случае не выявлено нарушений Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 9.1 проекта контракта установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если при проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении закупки, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Заявитель утверждает, что в нарушение требований ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлен запрет на выплату аванса в случае заключения контракта с участником, указанным в ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
При этом, ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе установлено, что выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, не допускается.
Указанная норма является императивной и действует независимо от условий проекта контракта.
Таким образом Инспекция УФАС не находит подтверждения данного довода обращения.
4. Пунктом 3.9 проекта контракта установлено, что обязательным условием при необходимости авансирования является наличие ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданных Государственной административно-технической инспекцией (далее - ГАТИ).
Пунктом 5.2.38 проекта контракта установлено, что в течение трех рабочих дней с даты заключения Контракта подрядчику необходимо письменно сообщить Заказчику фамилию, имя, отчество и должность представителя организации, который будет представлять интересы Заказчика в ГАТИ.
В соответствии с п. 1.2 Административного регламента Государственной административно-технической инспекции по предоставлению государственной услуги по выдаче ордеров на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга Заявителем является заказчик юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем) объекта благоустройства и (или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Однако в ходе заседания Инспекции УФАС, Заказчиком были даны пояснения, из которых следует, что согласно п. 5.2.38 раздела 5 проекта контракта заказчик уполномочивает подрядчика представлять интересы заказчика в ГАТИ.
Следовательно, выплата аванса не ставится в прямую зависимость от действий заказчика по оформлению ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданных ГАТИ.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика и конкурсной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2022 г. N 11-133/22 (ключевые темы: выплата аванса - размер обеспечения исполнения контракта - окончание срока - участники закупок - размер аванса)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022