Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от Заявителя - Ерошкин В.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Тужина С.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028922000203 Поставка медицинских изделий (перчатки 1).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, все процедуры и действия по осуществлению Закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N44-ФЗ.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. В Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлению закупки) в позициях с 1 по 6 установлены требования об указании точных характеристик медицинских перчаток: AQL; Усилие при разрыве до ускоренного старения; Усилие при разрыве после ускоренного старения; Удлинение при разрыве до ускоренного старения; Удлинение при разрыве после ускоренного старения; Условная прочность МПа до ускоренного старения; Допустимый уровень качества (Герметичность).
Согласно ГОСТ Р 52239-2004, характеристика "Усилие при разрыве до ускоренного старения"; "Усилие при разрыве после ускоренного старения"; "Удлинение при разрыве до ускоренного старения"; "Удлинение при разрыве после ускоренного старения"; AQL (допустимый уровень качества (Герметичность)), определяется путём проведения испытания определенной партии товара.
Согласно ГОСТ 32275-2013 "Перчатки медицинские анатомические одноразовые. Технические требования" условная прочность МПа до ускоренного старения также определяется путём проведения испытания определенной партии товара.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
2. В Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлению закупки) в позициях 1, 3, 5 установлено требование об указании на упаковке информации о цвете перчаток и/или в Регистрационном удостоверении. В позициях 2, 6 установлено требование об указании на упаковке информация о наличие двойной хлоринации и/или в Регистрационном удостоверении. В позиции 4 установлено требование об указании на упаковке информация о цвете и длине перчаток и/или в Регистрационном удостоверении.
ГОСТ Р 52239-2004 "ПЕРЧАТКИ МЕДИЦИНСКИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОДНОРАЗОВЫЕ" предусматривает исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке, в который, в свою очередь, не входит информация о цвете перчаток, хлоринации и длине.
Согласно п. 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
д) место производства медицинского изделия;
е) номер регистрационного досье;
ж) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 N 633;
з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Из вышеуказанного следует, что ни на упаковке, ни в регистрационном удостоверении не должна содержаться информация о цвете перчаток, хлоринации и длине.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару о наличии на упаковке и/или в Регистрационном удостоверении информации о цвете перчаток, хлоринации и длине нарушают требования п. 1 ч. 2 ст. 42, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
3. В Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлению закупки) в позиции 2 Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников закупки своими требованиями, а именно: "Требуемые характеристики обусловлены особенностями проводимых процедур, спецификой применения, а также необходимостью дополнительной защиты рук персонала при длительной работе в перчатках", а далее "Класс потенциального риска: не выше 1, для кратковременного использования".
Комиссией установлено, что потенциальным участникам Закупки не представляется возможным определить какие процедуры буду выполняться в данных перчатках, а именно: кратковременные или длительные.
Таким образом, описание позиции N 2 содержит противоречивые двусмысленные требования, что нарушает положения п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
4. В Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлению закупки) в позициях 1, 3 и 5 установлено требование к классу потенциального риска применения не ниже 1 или 2а, для краткосрочного использования, в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН.
Указанное требования являются завышенным и имеют признаки описания товара с избыточными характеристиками, что прямо запрещено Законом N 44-ФЗ.
С учетом действующего ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", Приказа МЗ РФ от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" требование к поставке нестерильных смотровых перчаток с классом потенциального риска 2а не обосновано и ведет к ограничению конкуренции.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" устанавливает правила классификации медицинских изделий.
5.1 Правила классификации неинвазивных медицинских изделий
5.1.4 Правило 4
Неинвазивные МИ, которые соприкасаются с поврежденной кожей:
а) относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии;
Согласно действующему СанПиН 2.1.3.2630-10 инвазивные процедуры должны проводится только в стерильных перчатках. В нестерильных перчатках должны проводиться неинвазивные медицинские процедуры.
Из пункта 3.1 определения ГОСТ 31508-2012 следует, что класс потенциального риска подразумевает какое-либо воздействие на человека (мед персонала или пациента) медицинского изделия (в данном случае перчаток). При этом никакая специфика оказания медицинской помощи, защитная функция от биологических жидкостей, химических веществ, порезов, проколов с потенциальным риском никак не взаимосвязана.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тужина С.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028922000203 Поставка медицинских изделий (перчатки 1) - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии А.М. Резцова
С.И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 июля 2022 г. N 026/06/105-1208/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022