Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя _ (далее - заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона на закупку портативного ультразвукового диагностического аппарата с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний (системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети) в рамках реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения" (N закупки 0128200000122003691) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" _ (доверенность от 01.07.2022 N 22), _ (доверенность от 01.07.2022 N 23), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области _ (доверенность от 30.12.2021 N 81).
06.07.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 07.07.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-431/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на закупку портативного ультразвукового диагностического аппарата с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний (системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети) в рамках реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения" (N закупки 0128200000122003691).
Заявитель полагает, что извещение рассматриваемого электронного аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства N 878, а также с нарушением требований Постановления Правительства РФ N 145, так как в описание необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В обоснование своей позиции заявитель сообщил, что объект закупки включен в позиции КТРУ, а также учитывая, что заказчиком установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878, то заказчик был обязан включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку, признать в действиях заказчика нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика возразили относительно существа жалобы, выразили мнение о ее необоснованности, по существу жалобы пояснив, что потребность закупки оборудования с характеристиками, не включенными в каталог товаров, работ, услуг обусловлена тем, что учреждение оказывает высокотехнологичную помощь пациентам с различными диагнозами в экстренном порядке, что требует сложной диагностики на аппарате. Кроме того, ни одна из позиций, указанных в КТРУ, по своим техническим характеристикам в полном объеме не соответствует потребности заказчика в части обеспечения качественной медицинской помощи и не имеет полноценного описания товара в соответствии с потребностями заказчика.
Представитель уполномоченного органа выразил мнение о том, что нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со стороны департамента имущественных и земельных отношений не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
22.06.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122003691 о проведении электронного аукциона на закупка портативного ультразвукового диагностического аппарата с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний (системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети) в рамках реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 445 000,00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217)
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнении данного требования заказчиком в пункте 2.2 требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N3 к извещению) установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аналогичное условие содержится в извещении электронного аукциона.
Заказчиком определен код товара ОКПД по данной закупке - 26.60.12.132.
В Постановлении Правительства N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" имеется перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данный перечень входит код, выбранный заказчиком 26.60.12.132 - аппараты ультразвукового сканирования.
Таким образом, данная радиоэлектронная продукция (с определенным заказчиком кодом) входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878.
Следовательно, в описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд того или иного товара.
В Приложении N 2 к извещению о проведении закупки "Описание объекта закупки" заказчиком указан требуемый к поставке товар - портативный ультразвуковой диагностический аппарат с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) и указаны наименование и значение показателей данного товара.
В числе показателей указаны, например, порты "наличие", устройство ввода "наличие", функциональная клавиатура "наличие", конструктивные характеристики и параметры "наличие, датчик линейный "наличие" и так далее.
При рассмотрении жалобы установлено, что заказчиком использованы дополнительные характеристики товара, например, вышеуказанные позиции и ряд других позиций, содержащихся в описании объекта закупки, не включенный в каталог товаров, работ, услуг (КТРУ). Таким образом, заказчиком использованы показатели товара, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг с соответствующим кодом, что не соответствует требованию подпункта "а" пункта 5 правил КТРУ, что является нарушение требований части 6 статьи 23, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, рассматриваемое описание объекта закупки требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя _ на положения извещения при проведении электронного аукциона на закупку портативного ультразвукового диагностического аппарата с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний (системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети) в рамках реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения" (N закупки 0128200000122003691) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3.Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 июля 2022 г. N 033/06/33-431/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022