Резолютивная часть оглашена
11.07.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе (после перерыва):
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на положения аукционной документации, при проведении электронного аукциона по объекту закупки: Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0142200001322015189, начальная (максимальная) цена контракта - 24 658 104,52 руб.).
в присутствии представителей (до и после перерыва):
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" на положения аукционной документации, при проведении электронного аукциона по объекту закупки: Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер".
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования, которые не позволяют предложить качественные аналоги иных производителей; в документации содержится указание на товарный знак производителя и товары без указания товарного знака.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с техническим заданием, Заказчику требовались медицинские изделия, а именно расходные материалы (электроды, держатели электродов), которые обеспечивают использование электролигирующего оборудования по его прямому функциональному значению.
Для объекта закупки по пунктам 2,3,9 ТЗ Заказчиком был выбран код КТРУ 32.50.50.190-00000803 - Электрод электрохирургический для открытых операций, монополярный, одноразового использования. Описание НКМИ - Инвазивный монополярный электрический проводник, предназначенный для прикрепления к соответствующей рукоятке/держателю (не относящемуся к данному виду) для доставки электрохирургического тока напрямую на ткани для их разрезания/коагуляции во время открытой хирургической операции. Могут быть доступны изделия различных форм (например, лезвие, шарик, петля, игла, лопаточка); требуется контактный возвратный электрод для пациента для замыкания цепи. Это изделие для одноразового использования, предназначенное для применения в стерильных условиях.
Как сообщил Заказчик, указанный товар имеет различные характеристик длины, необходимые для проведения оперативных вмешательств в зависимости от глубины проникновения в мягкие ткани, подлежащие коагуляции (прижиганию) и резанию. Указанные электроды по пункту 2, 3 и 9 технического задания должны быть совместимы с держателем электрода по пункту 4 технического задания, т.к. самостоятельное использование электродов невозможно.
По пункту 4 ТЗ Заказчиком был выбран код КТРУ 32.50.50.190-00001080 - Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования. Описание НКМИ - Стерильный переносной компонент электрохирургической системы, предназначенный для обеспечения электрического соединения между генератором системы и съемным электродом на его дистальном конце, что позволяет хирургу осуществлять контролируемые манипуляции с электродом во время проведения хирургической операции; электрод к данному виду не относится. Изделие, как правило, имеет форму ручки с перманентно присоединенными кабелями для подключения к генератору; изделие не предназначено для использования во время аргон-усиленной электрохирургии. Это изделие для одноразового использования.
Как указал Заказчик в своих письменных пояснениях, в описание объекта закупки были включены дополнительные характеристики, позволяющие обеспечить проведение оперативных вмешательств по лечению пациентов онкологического профиля при необходимости удаления опухолей различной этиологии.
Заказчиком в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе, были установлены минимальные дополнительные показатели характеристик медицинского изделия, без указания на торговые наименования, конкретные показатели товара.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но, при этом, не ограничивают количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Участником закупки может быть любое лицо, которое может и не являться производителем указанного товара, однако, будет готово поставить товар, соответствующий и отвечающий требованиям документации. В частности, такого права не лишен и сам Заявитель.
На основании вышеизложенного, указанный довод заявителя признан необоснованным.
2. Заказчиком в описание объекта закупки включено указание на необходимость соблюдения принципа совместимости с имеющемся у заказчика оборудованием без указания на товарный знак какого-либо производителя.
Заказчиком указано, что имеется менее 2-х производителей, которые соответствуют требованиям извещения:
Позиция 1 - производитель Karl Storz, БОВА-электроник
Позиция 5 - производитель Johnson & Johnson, Мегадайн Медикал Продактс, Инк.
Позиция 6 - производитель Johnson & Johnson, Мегадайн Медикал Продактс, Инк.
Позиция 7 - производитель Karl Storz, БОВА-электроник
Позиция 8 - производитель Karl Storz, БОВА-электроник
Позиция 10 - 15 -производитель Erbe, KLS Martin
Позиция 16 - производитель Karl Storz, а также БОВА-электроник.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - 135-ФЗ) запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Вопрос о наличии функциональной и технологической взаимосвязи между какими-либо видами товаров (работ, услуг) может определяться только в зависимости от их характера, а иногда и с учетом иных конкретных обстоятельств (подобная позиция отражена, например, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.01.2013 N 11604/12, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2013 N Ф07-7478/12 по делу N А56-27356/2012).
В случае если комплекс товаров, работ, услуг, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи, и объединение таких товаров, работ, услуг в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, ФАС России считает такое объединение не противоречащим антимонопольному законодательству и законодательству о размещении заказов.
В соответствии с требованиями извещения предметом закупки является поставка медицинских изделий, необходимых для проведения электрохирургических операций и обеспечивающих работу операционного блока, в ассортименте (электроды моно- и биполярные, нейтральные, держатели электродов), необходимом и достаточном для выбора оптимального способа проведения оперативных вмешательств в зависимости от анамнеза пациента с учетом необходимости надлежащего функционирования разного вида электрохирургического оборудования по его прямому функциональному назначению.
Таким образом, данные товары являются товарами медицинского назначения технологически и функционально связанные между собой, и могут закупаться в соответствии с потребностями Заказчика, спецификой его деятельности и направленностью применения закупаемых материалов одним лотом, что позволит обеспечить качественную и своевременную поставку товаров, рациональное использование средств бюджетного учреждения, исключит риск простоя медицинского оборудования.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление. Заявитель в жалобе не представил доказательств того, что у неограниченного числа участников закупки отсутствует возможность обратиться в адрес производителей товара с целью приобретения расходных материалов, соответствующих описанию объекта закупки, и осуществить его поставку на условиях объявленной закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 июля 2022 г. N 261-9987-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022