Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
При участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Звезда", по доверенности;
В присутствии:
- представителей КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "Звезда",
У С Т А Н О В И Л А:
08.07.2022 года в ЕИС в сфере закупок размещена жалоба ООО "Звезда" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для иммунодиагностики вирусных инфекций (извещение N 0340200003322007756).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): Заказчик необоснованно установил дополнительные требования к объекту закупки, не установленные КТРУ, конкретные объемы реагентов, что приводит к ограничению количества участников закупки. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком Закона о защите конкуренции при проведении закупки.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.07.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Заказчик при описании объекта закупки указывает те характеристики, которые удовлетворяют его требованиям. Считает жалобу необоснованной. Направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что при формировании Технического задания указывал параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности. Сообщил, что в описании объекта закупки предоставил обоснование дополнительных (не предусмотренных КТРУ) характеристик закупаемых расходных материалов, которые являются существенными, непосредственно влияющими на качество результатов иммунологических исследований по диагностике вирусных заболеваний. Требования к минимальным объемам реагентов в описании товарной позиции N 1 установлены исходя из ежедневного рабочего процесса лаборатории, опыта проведения иммуноферментных исследований по диагностике вирусного гепатита В, имеющегося в лаборатории оборудования, а также возможных потерь реагентов при проведении исследований. Указанным Заказчиком характеристикам соответствует товар не менее двух производителей.
Представители Заказчика сообщили, что на аукцион было подано 3 заявки с ценовыми предложениями, в том числе заявка Заявителя, что свидетельствует о наличии конкуренции среди участников закупки. Считают жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.06.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322007756 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для иммунодиагностики вирусных инфекций. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 438 800,00,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 13.07.2022 года.
1. Относительно довода о необоснованном установлении дополнительных требований к объекту закупки, конкретных объемов реагентов, установлено следующее.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки), требуется товар, в том числе, по позиции 1, со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
|
|
|
|
||||||
1 |
Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА), 62 набора |
|
Количество выполняемых тестов, шт. |
|
Одно значение или несколько значений |
|
|
Назначение: Для анализаторов открытого типа |
|
|
|
|
|
||
Дополнительные характеристики: **** |
|
|
|||||
|
Количество анализируемого образца, мкл |
не более 100 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Минимальная определяемая концентрация HBsAg, МЕ/мл |
не более 0,05 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Суммарное время инкубаций, мин. |
не более 120 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Специфичность теста, оцененная на случайной выборке доноров (не менее 5000 образцов), % |
не менее 99,5 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Специфичность теста, оцененная на выборке пациентов с не связанными с гепатитом В заболеваниями, % |
не менее 98,5 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
Состав набора: |
Готовый к применению контрольный положительный образец, мл |
не менее 2,5 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
Готовый к применению контрольный отрицательный образец, мл |
не менее 2,5 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
|||
Субстратный буфер, мл |
не менее 75 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
|||
Хромоген, мл |
не менее 7 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
|||
Промывочный раствор (концентрат), мл |
не менее 220 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
|||
Стоп-реагент, мл |
не менее 75 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
|||
|
Стабильность рабочего раствора хромоген-субстратной смеси, час |
не менее 6 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Стабильность рабочего раствора конъюгата, час |
не менее 6 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Стабильность рабочего раствора промывочного реагента, суток |
не менее 14 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
||
|
Общее количество промывок иммуносорбента, раз |
не более 5 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
**** Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322007756 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 21.20.23.110-00001487 "Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)" в описание объекта товара включено "Количество выполняемых тестов, назначение: Для анализаторов открытого типа" (характеристика является обязательной для применения). Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристики: "Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика".
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Заказчиком также представлены пояснения, согласно которым требования к минимальным объемам реагентов в описании товарной позиции N 1 установлены исходя из ежедневного рабочего процесса лаборатории, опыта проведения иммуноферментных исследований по диагностике вирусного гепатита В, имеющегося в лаборатории оборудования, а также возможных потерь реагентов при проведении исследований.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Довод Заявителя не обоснован.
2. Относительно довода Заявителя об ограничении количества участников закупки, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, кроме того, согласно информации о подаче ценовых предложений участников закупки, размещенных в ЕИС 13.07.2022 года, на участие в аукционе было подано 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Звезда" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для иммунодиагностики вирусных инфекций (извещение N 0340200003322007756).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 июля 2022 г. N 043/06/106-604/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022