Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Ф на действия государственного заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пер.Музейный, д.1) при осуществлении закупки на поставку анализатора для диагностики (электронный аукцион N0310100013022000041, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 июня 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Ф на действия ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона не установлены ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878).
Вместе с тем, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона применена позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ) 26.51.53.141-00000034 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
При этом, подкатегория 26.51.53.141 входит в категорию 26.51.53.140, которая в свою очередь включена в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном ПП РФ от 10.07.2019 N878.
Кроме того Заявитель указывает на то, что пунктом 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Однако, в нарушение требований пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, не предусмотренные позицией КТРУ 26.51.53.141-00000034 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
Также Заявитель считает, что расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в самом обосновании указан номер контракта, не соответствующего объекту рассматриваемой закупки.
Помимо вышеуказанного Заявитель считает, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе ввиду указания Заказчиком товарного знака требуемой операционной системы - Windows.
Не согласившись с доводами жалобы ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 08 июня 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000322001463 на поставку аппарата ультразвукового сканирования, приобретаемого в рамках программы "Борьба с онкологическими заболеваниями" (в редакции N3 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлен код ОКПД2 26.51.53.141 "Анализаторы для диагностики in vitro" и применен код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) N 26.51.53.141-00000034 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст, В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория,
то есть код ОКПД2 26.51.53.141 является подкатегорией кода ОКПД2 26.51.53.140 "Приборы универсальные для определения состава и физико-химических свойств газов, жидкостей и твердых веществ".
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При этом код (категория) ОКПД2 26.51.53.140, в который в свою очередь входит код (подкатегория) ОКПД2 26.51.53.141, содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном ПП РФ от 10.07.2019 N878.
Однако, в нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, Заказчиком в описание объекта закупки включена дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ N 26.51.53.141-00000034 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
Кроме того, согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении Аукциона не установлены ограничения, предусмотренные ПП РФ от 10.07.2019 N878.
Таким образом, действия должностного лица ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 5 Правил использования КТРУ, части 6 статьи 23, статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, в связи с чем Комиссия решила предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" не выдавать.
2. Подпунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о начальной (максимальной) цене контракта.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в составе Извещения о проведении Аукциона, помимо прочего, размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, состоящее из трех коммерческих предложений:
При этом, под реестровым номером карточки контракта, указанным Заказчиком в предложении поставщика N2 (2781604074821000149) в ЕИС размещен муниципальный контракта N21000109 от 27.09.2021 на поставку стола операционного (хирургический), (стол операционный универсальный, с гидравлическим приводом, код вида изделия 162290) по цене 605 780 рублей 57 копеек.
Вместе с тем, в объяснениях по существу жалобы ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" указало, что Заказчиком был выбран метод сопоставимых рыночных цен. Реестровый номер контракта 2781604074821000149 в предложении поставщика N2 указан ошибочно, при этом ценовые предложения всех трех поставщиков указаны в обосновании начальной (максимальной) цены контракта корректно, в связи с чем данное обстоятельство никак не могло повлиять на результата определения поставщика.
Однако, как указано выше, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о соответствии Извещения о проведении Аукциона требованиям пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Как указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 1 раздела VIII описания объекта закупки Заказчиком установлено:
VIII Требования к расходам на эксплуатацию оборудования, поставке расходных материалов и сопутствующего оборудования для обеспечения функционирования и эксплуатации оборудования | |||
1. |
Расходные материалы (включая/не включая калибраторы) |
Система управления анализатором (ввод и вывод данных): Персональный компьютер с операционной системой Windows, монитор LCD не менее 19", клавиатура, мышь, принтер лазерный, линейно-интерактивный источник бесперебойного питания не менее 2000 VА, русскоязычное программное обеспечение |
Для быстрого и полноценного запуска комплекта оборудования в работу |
При этом, объектом рассматриваемой закупки является анализатор для диагностики, в составе которого также к поставке предполагается персональный компьютер, а не поставка программного обеспечения.
Кроме того, в пункте 3.2.6 приложении N4 к Извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено, что если в описании объекта закупки содержится указание на товарный знак, то следует читать со словами "или эквивалент", за исключением, если закупается оригинальный товар, о чем указывается в описании объекта закупки. Данное правило является общим, в описании объекта закупки или в разъяснении на запрос могут быть предусмотрены иные частные случаи.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Ф на действия государственного заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" при проведении закрытого аукциона в электронной форме N0310100013022000041 на поставку анализатора для диагностики.
2. Признать ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания" нарушившим требования пункта 5 Правил использования КТРУ, части 6 статьи 23, статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 июня 2022 г. N А143-1-06/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2022