Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" - Горскиной Альфии Александровны,
от ИП Богданова А.Г. - Павлова Федора Борисовича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Богданове Артеме Георгиевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2021.00047 от 19.01.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0117300067821000330 "Поставка элементов барьерного ограждения", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30 июня 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Богданове Артеме Георгиевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2021.00047 от 19.01.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0117300067821000330 "Поставка элементов барьерного ограждения".
07 июля 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика настаивает на включении сведений об индивидуальном предпринимателе Богданове Артеме Георгиевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель индивидуального предпринимателя против удовлетворения заявления возражает, представил письменные пояснения. Указал, что несмотря на повышение цен на металл и предложенное им ранее расторжение контракта, был намерен исполнить контракт, о чем уведомил заказчика в гарантийном письме от 09.06.2022 г., направленном по почте и по электронной почте.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
17 декабря 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0117300067821000330 "Поставка элементов барьерного ограждения". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 194 162 руб. 03 коп.
На участие в закупке было подано 6 заявок, все заявки были допущены к участию в электронном аукционе протоколом от 28.12.2021 г.
Победителем закупки, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30 декабря 2021 года был признан индивидуальный предприниматель Богданов Артем Георгиевич, предложивший цену в размере 1 996 686,37 руб. Снижение начальной суммы цен составило 9,0 %.
19 января 2022 года по итогам закупки N 0317300301921002077 между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" и индивидуальным предпринимателем Богдановым Артемом Георгиевичем был заключен муниципальный контракт N Ф.2021.00047, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно заказчику элементы барьерного ограждения по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте, согласно описанию объекта закупки - техническому заданию на поставку элементов барьерного ограждения в установленный контрактом срок.
Согласно пункту 4.1 контракта срок поставки товара - не позднее 120 календарных дней с даты подписания настоящего контракта.
Письмом от 27 апреля 2022 года в связи с резким ростом цен на материалы индивидуальный предприниматель предложил расторгнуть муниципальный контракт.
Письмом от 16 мая 2022 года индивидуальный предприниматель предложил увеличить цену муниципального контракта в связи с резким ростом цен на материалы.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 10.3 и 10.4 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в соответствии с положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не исполнил обязанность по контракту - не поставил элементы барьерных ограждений, 17 мая 2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, со ссылкой на статью 715 Гражданского кодекса РФ о договоре подряда.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта размещено в единой информационной системе 17 мая 2022 года, направлено поставщику - 18 мая 2022 года. 01 июня 2022 года заказчик стало известно о неполучении указанного решения поставщиком.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 вышеназванной статьи заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
До вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, 09 июня 2022 года индивидуальный предприниматель направил заказчику гарантийное письмо об изготовлении и поставке товара в течение 15 дней с даты получения от заказчика письмо о готовности к приемке товара, просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
На указанное письмо заказчик ответил 29.06.2022 г., указал, что отказывается от муниципального контракта в связи с утратой интереса к поставке.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту "и" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, Комиссия не находит оснований для включения информации сведений об индивидуальном предпринимателе Богданове Артеме Георгиевиче в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта до вступления в силу решения заказчика об отказе от его исполнения.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" при осуществлении закупки N 0117300067821000330 "Поставка элементов барьерного ограждения" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Богданове Артеме Георгиевиче.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 июля 2022 г. N РНП-22-162-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022