Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
-Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
при участии представителя заказчика: Ивченко В.А. (доверенность N 22 от 15.04.2022);
при участии представителя заявителя: Полянских Н.Н. (доверенность N 17 от 28.06.2022) ,
рассмотрев жалобу ООО "Константа" на действия заказчика - ФГКОУ ВО "Воронежский институт МВД РФ" при проведении электронного аукциона на выполнение выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в 2022 году (извещение N 0331100009622000052),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Константа" (далее-заявитель) на действия заказчика - ФГКОУ ВО "Воронежский институт МВД РФ" (далее-заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в 2022 году (извещение N 0331100009622000052, далее- аукцион).
По мнению заявителя, заказчик при проведении аукциона нарушил положения статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не установив дополнительные требования к участникам закупки о наличии членства в СРО и дополнительных требований по Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении опыта участника торгов.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, а также осуществив на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение и конкурсная документация N 0331100009622000052 размещены 22.06.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В соответствии с ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приложением к приказу Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки", установлены правила формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура.
Согласно пункту 5 Порядка формирования ИКЗ, структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 34-36 разряды-код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно аукционной документации, заказчиком установлен ИКЗ 221366500676036650100100010120000244, то есть исходя из порядка формирования ИКЗ, код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации -244.
Согласно пункту 48.2.4.3 приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Приказ Минфина N 85н) по элементу вида расходов "244 прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по иным нуждам на выполнение работ, которые не указаны в структуре.
Как следует из аукционной документации, заказчиком в документации установлено требование к участнику закупки, о том, что участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128) по видам работ и услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
Наличие лицензии подтверждается участником закупки следующими документами:
-выпиской из реестра лицензий на вышеуказанный вид деятельности.
-или копией действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Как следует из пояснений заказчика, выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в 2022 году осуществляется на объекте, который находится на эксплуатации и связано с с монтажом и ремонтом системы и ее элементов.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Перечень, устанавливающий виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Объектом капитального строительства в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
Таким образом, действие Перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.
Руководствуясь перечнем, заявитель считает, что для выполнения этих работ необходимо вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске.
Между тем это требование установлено не Перечнем, а приведенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании), утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации N 1128 от 28.07.2020.
При этом лицензирование деятельности, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (части 2, 5, 6).
Таким образом, деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данная позиция, также подтверждается выводами Верховного Суда (Определение N ГКПИ13-7 от 09.04.2013).
В процессе рассмотрения жалобы, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что на участие в аукционе было подано 6 заявок. Заявитель, также подавал заявку на участие в аукционе.
Поскольку положения аукционной документации не нарушают прав и законных интересов заявителя, заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При этом на объекте не осуществляется строительство, реконструкция или капитальный ремонт здания, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
признать жалобу ООО "Константа" на действия заказчика - ФГКОУ ВО "Воронежский институт МВД РФ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в 2022 году (извещение N 0331100009622000052) необоснованной.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 июня 2022 г. N 036/06/106-660/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022