Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2022 года
В полном объеме решение изготовлено 14.07.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, руководитель управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей специализированного государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский лесопожарный центр" Голдобиной Е.В. (на основании доверенности от 08.07.2022 года N 48), Елфимовой Е.А. (на основании доверенности от 08.07.2022 года N 46), Струковой Г.В. (на основании доверенности от 08.07.2022 года N 47), в присутствии представителей ООО "ТОРТЕХМАШ" Манжуриной Г.Т. (на основании доверенности от 27.04.2022 года N 20), Кузьмицкого А.В. (на основании доверенности от 27.04.2022 года N 19), директора Комиссарова И.В.,
рассмотрев обращение специализированного государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский лесопожарный центр" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОРТЕХМАШ" в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" (номер извещения 0131200001022000537, реестровый номер контракта 2366308806922000008),
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078) приняло к рассмотрению обращение специализированного государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский лесопожарный центр" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОРТЕХМАШ" (далее - Общество, Поставщик) в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" (номер извещения 0131200001022000537, реестровый номер контракта 2366308806922000008).
Рассмотрение вышеуказанного обращения, а также проведение в соответствии с пунктом 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утверждённых Постановлением N 1078) внеплановой проверки указанных в обращении фактов было назначено на 11.07.2022 года 16 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующему выводу.
10.09.2020 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" (номер извещения 0131200001022000537).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 15 846 666,66 рублей.
В соответствии с итоговым протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2022 NИЭА1, победителем признано ООО "ТОРТЕХМАШ".
14.03.2022 года между Заказчиком и ООО "ТОРТЕХМАШ" заключен контракт N 2022-00578 (реестровый номер контракта 2366308806922000008) (далее - Контракт) на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов".
Согласно Разделу 1 Контракта "Предмет Контракта", Поставщик обязуется поставить лесопожарную технику в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Как следует из Приложения к Контракту "Спецификация на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов", Поставщик обязуется поставить следующий товар:
N п/п |
Наименование, товарный знак и/или конкретные показатели товара |
Наименование страны происхождения товара, номера реестровых записей реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции |
Кол-во |
Ед. изм. |
Цена за ед., руб. |
Стоимость, руб. |
1 |
Пожарная автоцистерна АЦ 6,0-40 (5557) |
Российская Федерация Реестровая запись из реестра российской промышленной продукции N 3809\35\2021 Дата внесения в реестр: 26.11.2021 |
2 |
шт |
6 734 833,23 |
13 469 666,46 |
Итого: |
13 469 666,46 |
В соответствии с п. 3.1 Контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 394056, г. Воронеж, ул. Приморская, д. 90, в срок - в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта.
Поставщик не менее чем за 5 дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
При таких обстоятельствах, товар, предусмотренный контрактом, необходимо поставить в срок до 13.05.2022 года включительно.
Вопреки требованиям Контракта, Товар в адрес Заказчика поставлен Обществом не был.
Заказчиком в адрес Поставщика было направлено уведомление от 04.05.2022 года (исходящий N 249/07) о том, что 13.05.2022 года истекает срок поставки товара по Контракту.
На указанное уведомление Поставщиком был направлен ответ от 07.05.2022 года (исходящий N 8), содержащий предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Таким образом, в связи с невыполнением Поставщиком в установленный срок обязанностей, предусмотренных п. 3.1. Контракта, Заказчиком была направлена претензия о нарушении сроков поставки по Контракту от 16.05.2022 года (исходящий N 454/07) с требованием в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения настоящей претензии, поставить Товар, соответствующий требованиям Контракта.
Указанная претензия получена Поставщиком 20.05.2022 года.
Как пояснили представители Заказчика, в нарушение требований законодательства, Контракта и направленной претензии Поставщиком неоднократно были нарушены сроки поставки.
При этом Товар по Контракту до настоящего времени Поставщиком не поставлен.
На основании вышеизложенного, в связи с нарушением ООО "ТОРТЕХМАШ" существенных условий Контракта, у Заказчика возникло основание для расторжения контракта в одностороннем порядке.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта закреплено, что Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного, 02.06.2022 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе 02.06.2022 года, а также направлено ООО "ТОРТЕХМАШ" по следующему адресу: 172009, Тверская область, г. Торжок, ул. Ленинградское шоссе, д. 56, оф. 22.
В соответствии с ч. 12.1 Закона о контрактной системы, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, как следует из ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360), С 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
При этом, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта..
С учетом того, у Заказчика отсутствует информация о вручении решения в адрес Поставщика, датой надлежащего уведомления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе будет являться дата по истечению пятнадцати дней с момента размещения решения о таком одностороннем отказе в единой информационной системе, а именно: 17.06.2022 года.
Частью 13 Закона о контрактной системе установлено, что Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, как следует из ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения договора у Заказчика не имеются, так как Товар Поставщиком в десятидневный срок поставлен не был.
При таких обстоятельствах, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и считается расторгнутым 28.06.2022 года.
Вместе с тем, заслушав доводы представителей ООО "ТОРТЕХМАШ", изучив предоставленные документы и сведения, Комиссией установлено следующее.
Как пояснил представители Поставщика, поставка Товара не была осуществлена по объективным обстоятельствам.
Так, с учетом того, что произошел резкий рост цен на автомобили и комплектующие, стоимость товара, необходимого к поставке, существенно возросла.
Как установлено Комиссией при рассмотрении обращения, ООО "ТОРТЕХМАШ" обращалось в Торгово-промышленную палату Тверской области с просьбой выдать Сертификат о освидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), препятствующих исполнению в полном объеме обязательств, предусмотренных Контрактом.
Согласно выводам эксперта, поскольку в соответствии с действующим Законодательством цена по сделкам, регулируемым Законом о контрактной системе является обязательным и существенным условием, по которому сторонам необходимо достижение соглашения, существенные условия контракта N 2022-00578 от 14.03.2022 изменились ввиду увеличения рыночной цены товара.
Рыночная цена товара по нашему Контракту составляет на 25.04.2022 года 17 090 000 рублей, в связи с чем исполнение Контракта не представляется возможным ввиду увеличения рыночной цены товара.
Таким образом, при исполнении обязательства по Контракту ООО "ТОРТЕХМАШ" не могло предусмотреть наступления обстоятельств, наступивших после заключения Контракта, а именно:
- существенное изменение стоимости комплектующих, а именно: резкое увеличение стоимости шасси УРАЛ-5557 на 9,5 %, а также отмена всех скидок для заводов- производителей спецтехники, ранее установленных коммерческой политикой ООО "ТД АЗ "УРАЛ", что в совокупности привело к увеличению стоимости шасси УРАЛ более чем на 20 %.
В свою очередь, увеличение стоимости шасси соответственно увеличило себестоимость пожарной автоцистерны, в силу чего ООО "ТОРТЕХМАШ" не в состоянии было произвести автоцистерны по старым ценам.
Более того, Общество обращалось в Управление лесного хозяйства администрации Воронежской области, в Воронежскую природоохранную прокуратуру, в Торгово- промышленную палату Тверской области и Комиссию по устойчивости экономики в условиях санкций Правительства Воронежской области:
ООО "ТОРТЕХМАШ" не отказывалось исполнять обязательства по поставке товара и предлагало заключить дополнительное соглашение об изменении условий контракта о стоимости товара, а также изменении размера обеспечения исполнения Контракта.
Кроме того, Обществом направлялось в адрес Заказчика и представленное АО "CT-Авто" (Завод Изготовитель) Гарантийное письмо, предусматривающее своевременное изготовление и поставку пожарных автоцистерн, при этом шасси к ним уже были готовы и находились у ООО "ТОРТЕХМАШ".
При таких обстоятельствах, Комиссия не может удовлетворить требование Заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОРТЕХМАШ".
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестности ООО "ТОРТЕХМАШ" представителями Заказчика на заседание Комиссии не предоставлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено подпунктом а) пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу п. 15 Правил, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, Комиссия, учитывая тот факт, что Заказчиком не предоставлено доказательств, однозначно свидетельствующих об уклонении ООО "ТОРТЕХМАШ" от исполнения обязательств по Контракту, а также учитывая тот факт, что Обществом предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии намерения надлежащим образом исполнить Контракт, Комиссия не находит оснований для удовлетворения требования Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОРТЕХМАШ".
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОРТЕХМАШ" в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку лесопожарной техники в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" (номер извещения 0131200001022000537, реестровый номер контракта 2366308806922000008).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 июля 2022 г. N 036/10/104-676/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2022