Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии от:
заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Алатырское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Заказчик) - <_>, представителя по доверенности,
уполномоченного учреждения - КУ ЧР "Региональный центр закупок Чувашской Республики"- <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя - индивидуального предпринимателя <_>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, Заявитель) на незаконные действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению капитального ремонта конторы Первомайского лесхоза БУ "Алатырское лесничество" Минприроды Чувашии (Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Первомайский, ул. Ленина, д. 33) (изв. N0815500000522006163), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 29.06.2022 обратился ИП <_> с жалобой на на незаконные действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению капитального ремонта конторы Первомайского лесхоза БУ "Алатырское лесничество" Минприроды Чувашии (Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Первомайский, ул. Ленина, д. 33) (изв. N0815500000522006163).
Из жалобы следует, что Заказчик не установил дополнительное требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
21.06.2022 уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522006163 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению капитального ремонта конторы Первомайского лесхоза БУ "Алатырское лесничество" Минприроды Чувашии (Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Первомайский, ул. Ленина, д. 33), с начальной (максимальной) ценой контракта 6 457 420,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" установлена необходимость обеспечения применения следующих специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
В соответствии с письмом Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 заказчики при подготовке извещения о проведении закупки обязаны устанавливать на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник не может являться лицом, находящимся под санкциями. При этом документом, подтверждающим соответствие участника данному требованию, является выписка из ЕГРЮЛ, предоставление которой уже предусмотрено в составе заявки участника.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденный Постановлением N 851, заявка такого участника подлежит отклонению.
Минфин России отмечает, что, в случае если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе Указа N 252, Постановления N 851, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, такой участник закупки подлежит отстранению от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или заказчиком может быть принято решение об отказе от заключения контракта с таким участником, признанным победителем закупки, в любой момент до заключения контракта (часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В случае выявления несоответствия участника закупки требованиям Указа N 252, Постановления N 851 в ходе исполнения контракта заказчик на основании части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направить в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в контрольный орган в сфере закупок обращение о включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае в извещении о проведении электронного аукциона заказчик не установил требование о том, что участником закупки не может являться лицо, находящееся под санкциями.
Таким образом, действия Заказчика нарушили требование пункта 1 части 1 статьи 31 и п.12 ч.1 ст 42 Закона о контрактной системе.
Нарушения п. 12 ч. 1 ст. 42 и п.1.ч.1 ст 31 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП<_> обоснованной.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> на незаконные действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению капитального ремонта конторы Первомайского лесхоза БУ "Алатырское лесничество" Минприроды Чувашии (Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Первомайский, ул. Ленина, д. 33) (изв. N0815500000522006163) обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Алатырское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 и п.12 ч.1 ст 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику - бюджетному учреждению Чувашской Республики "Алатырское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 11 июля 2022 г. N 021/06/31-656/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022