Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии:
- представителя уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Грудева Виктора Валентиновича по доверенности от 16.12.2021 N 10;
- представителей краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края Косицына Алексея Александровича по доверенности от 04.07.2022 N 37, Пузырева Дениса Григорьевича по доверенности от 04.07.2022 N 36;
- представителя общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Медицинское и фармацевтическое дело" Галушко Алексея Сергеевича по доверенности от 01.07.2022 N 3-22,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Медицинское и фармацевтическое дело" (далее - ООО ГК "Медфармдело", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-863/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО ГК "Медфармдело" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии", заказчик), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее также - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0122200002522003907 на поставку медицинских изделий: Система анестезиологическая, общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В жалобе заявитель указывает на несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно: заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к товару, что не предусмотрено Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Действия заказчика в том числе нарушают ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: заказчик не вправе устанавливать требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком и уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которыми считают жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" проведен электронный аукцион на поставку медицинских изделий: Система анестезиологическая, общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Извещение N 0122200002522003907 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 974 000,00 рублей.
Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н.
Ограничения допуска: в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.06.2022 08:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 30.06.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.07.2022.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении спорного аукциона объектом закупки является поставка медицинских изделий: Система анестезиологическая, общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В извещении установлен код позиции КТРУ - 32.50.21.121-00000102: Система анестезиологическая, общего назначения.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил использования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Требования к описанию объекта закупки установлены в разделе III "Техническая часть" извещения (далее - Техническая часть), в котором в отношении товара указано следующее КТРУ: Система анестезиологическая, общего назначения. Код позиции КТРУ - 32.50.21.121-00000102.
Согласно позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102, размещенной в ЕИС, указанная позиция имеет наименование товара, работы, услуги "Система анестезиологическая, общего назначения" и код по ОКПД2 - 22.19.60.119 "Аппараты для ингаляционного наркоза".
В соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно установленному заказчиком КТРУ 32.50.21.121-00000102 сведения о характеристиках товара, работы, услуги отсутствуют, следовательно, в данном случае предусмотренные п. 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются и заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Законодательство не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требований к объекту закупки, которые являются для значимыми, равно как и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей.
По общему правилу указание заказчиком в Технической части особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно пояснениям заказчика, Техническая часть сформирована в соответствии с потребностью заказчика. Заказчик вправе определять такие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, жалоба является необоснованной.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы в настоящем аукционе по совокупности параметров в описании объекта закупки заложены характеристики, обеспечивающие прохождение единственного аппарата, а именно "WATO EX65", производитель "Шэньчжэнь МайндрэйБио-МедикалЭлектроникс Ко., Лтд.", Китай.
Заявителем указывается на нарушение заказчиком ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении спорной закупки.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи жалобы для рассмотрения в порядке ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в уполномоченное структурное подразделение Хабаровского УФАС России.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "Медфармдело на действия заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии", уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее также - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0122200002522003907 на поставку медицинских изделий: Система анестезиологическая, общего назначения, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия - необоснованной.
2. Передать жалобу ООО ГК "Медфармдело" в порядке ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в уполномоченное структурное подразделение Хабаровского УФАС России.
3.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 июля 2022 г. N 7-1/149 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - ктру - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022