Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
(далее - Инспекция) в связи с поступлением обращения Авиационный альянс "Аэрохимфлот" проведена проверка действий заказчика - КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание авиационных услуг для выполнения КГСАУ "ДВ авиабаза" работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушению лесных пожаров, а также тренировочных полетов на территории Хабаровского края в 2021 году (Комсомольск-на-Амуре) (извещения N1022200000821000019) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, здесь и далее - в редакции на дату осуществления закупки)
На заседании Инспекции присутствовали представители:
От заказчика - КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов":
- Любякин П.А. (представитель по доверенности);
- Белкина Ю.В. (представитель по доверенности);
- Просветов А.В. (представитель по доверенности);
От Авиационный альянс "Аэрохимфлот":
- Багрянцева Н.А. (представитель по доверенности);
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) из ФАС России поступило обращение Авиационного альянса "Аэрохимфлот", направленное Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (исх. от 01.06.2022 NВГ-10/2-1601), содержащее информацию о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" при осуществлении закупок путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание авиационных услуг для выполнения КГСАУ "ДВ авиабаза" работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушению лесных пожаров, а также тренировочных полетов на территории Хабаровского края в 2021 году (Комсомольск-на-Амуре) (извещения N1022200000821000019).
Указанное послужило основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 1022200000821000019 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 16.07.2021.
Объект закупки: оказание авиационных услуг для выполнения КГСАУ "ДВ авиабаза" работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушению лесных пожаров, а также тренировочных полетов на территории Хабаровского края в 2021 году (Комсомольск-на-Амуре).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 526 397,20 рублей 00 копеек.
Дата и время начала срока подачи заявок 16.07.2021 22:10 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 26.07.2021 07:00 (МСК+7).
Согласно извещению об осуществлении закупки установлено следующее требование к участникам закупки:
- "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Для гражданской авиации: сертификат эксплуатанта со спецификацией с указанием вида авиационных работ - лесоавиационные работы Для государственной авиации: не требуется".
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.07.2021 N1022200000821000019-1, закупочной комиссией заказчика признана соответствующей заявка Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
Авиационный альянс "Аэрохимфлот" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (далее также - Ространснадзор) с заявлением, указывающим неправомерное участие авиационных организаций ДОСААФ России в государственных закупках (письмо от 06.04.2022 N350-АХФ/22).
Письмом от 01.06.2022 NВГ-10/2-1601 Ространснадзор направил указанное обращение в ФАС России, дополнительно указав, что в нарушение ст. 8, 61 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные структуры ДОСААФ России осуществляют авиационные работы в гражданской авиации в отсутствие обязательных документов (сертификатов эксплуатанта), выдаваемых уполномоченным государственным органом.
В связи с обнаружением признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки действий заказчика при осуществлении вышеуказанной закупки на предмет соблюдения Закона о контрактной системе.
От заказчика - КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" поступили письменные пояснения в связи с обращением Авиационного альянса "Аэрохимфлот", в котором указывается на законность допуска к участию в закупке Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
В рамках проведения внеплановой проверки Хабаровским УФАС России направлен запрос в Министерство обороны Российской Федерации (исх. N7/6640 от 27.06.2022) по вопросу деятельности авиации общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
Письмом от 04.07.2022 N607/6/3810 Министерство обороны Российской Федерации указало, что авиация, используемая ДОСААФ России не относится ни к одному из видов государственной авиации.
Рассмотрев обращение Авиационный альянс "Аэрохимфлот", проведя внеплановую проверку действий заказчика - КГСАУ "ДВ авиабаза", Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения в действиях заказчика ввиду следующих обстоятельств.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассматриваемом случае заказчиком при осуществлении закупки установлено соответствующее требование о предоставлении сертификата для гражданской авиации с указанием вида авиационных работ - лесоавиационные работы. Дополнительно указано, что для государственной авиации не требуется предоставление такого сертификата.
Согласно п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Пунктом 3 ст. 8 ВК РФ установлено, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 N494 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила N494), которые устанавливают требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение N 1 к настоящим Правилам), форму и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям настоящих Правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта.
Согласно ч. 1 ст. 57 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Согласно Перечню авиационных работ (приложение N1) Правил N494 лесоавиационные работы в части авиационной охраны лесов подлежат осуществлению при наличии документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (сертификат эксплуатанта).
Из вышеприведенных положений ВК РФ, ЛК РФ и Правил N494 следует, что юридические лица, осуществляющие авиационные работы по охране лесов, могут осуществлять такую деятельность при условии получения документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (сертификат эксплуатанта).
Статьей 22 ВК РФ (пункт 1) определено, что авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" определен порядок использования государственной авиации в коммерческих целях, в том числе определено, что федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" не содержит условий об отнесении ДОСААФ к государственной авиации, а также условий об отнесении ДОСААФ к федеральному органу исполнительной власти.
Анализируя указанные выше нормы материального права, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что авиационные предприятия и организации, объединенные системой ДОСААФ, не относятся к государственной авиации и не обладают правом осуществления авиационных работ без соблюдения Правил N494 и в отсутствие документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (сертификат эксплуатанта).
Из материалов настоящего дела следует, что участник закупки - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" в составе заявки не представил сертификат эксплуатанта для гражданской авиации с указанием вида авиационных работ - лесоавиационные работы.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В нарушение п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией заказчика - КГСАУ "ДВ авиабаза" заявка Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что контракт заключен и исполнен, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать аукционную комиссию заказчика КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание авиационных услуг для выполнения КГСАУ "ДВ авиабаза" работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушению лесных пожаров, а также тренировочных полетов на территории Хабаровского края в 2021 году (Комсомольск-на-Амуре) (извещения N1022200000821000019) нарушившей п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 июля 2022 г. N ВГ-10/2-1601 (ключевые темы: воздушный транспорт - федеральные авиационные правила - тушение лесных пожаров - заявка на участие в электронном аукционе - федеральные органы исполнительной власти)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022