Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "СахМедКом" на действия Заказчика - ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку белья хирургического одноразового (извещение N 0820500000822003924) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- неправомерно установлены требования к упаковке товара;
- влечет ограничение количества участников закупки, т.к. установленным показателям товара соответствует товар одного производителя.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Как следует из установленных Заказчиком требований, описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует норме пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик не обязан включать в документацию показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием в жалобе Заявителем не представлено.
Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует предмет закупки.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Согласно пояснениям заказчика nребуемая Заказчиком характеристика "_..Индивидуальная стерильная комбинированная (бумага/полимерная прозрачная пленка) упаковка с индикатором стерильности. Упаковка легко вскрывается без помощи ножниц" очень важна для Заказчика, т.к. круглосуточно в учреждении экстренно проходят оперативные вмешательства эндоваскулярного протезирования сосудов сердца, головного мозга, экстренные родоразрешения. В экстренном режиме, при подготовке медперсоналом расходного материала к операции, комбинированная упаковка быстрее вскрывается без использования стерильного инструментария. Края упаковки запаяны таким образом, что бы можно было без промедления вскрыть и достать. Нет необходимости искать насечки для вскрытия. Цветовой индикатор (цветовое кодирование результата стерилизации) быстрее визуализирует информацию, чем мелкий шрифт текста на этикетке упаковки. Наличие индикатора стерильности подтверждает, что в процессе оказания медицинской помощи было использовано стерильное белье. Такие характеристики используется многими отечественными производителями одноразового медицинского белья и одежды.
Заказчик, в описание объекта закупки не указывает на какой-либо конкретный вид стерилизации, а значит, участник может предложить товар, стерилизованный любым из существующих, допустимых и разрешенных методов.
Изделия в комбинированной упаковке из прозрачной полимерной пленки и бумаги медицинской могут быть стерилизованы, как газовым, так и радиационным способом, а также другими.
На участие в данном аукционе было подано 8 заявок. В заявках участников были предложены товары следующих российских производителей имеющих номера реестровых записей в реестре российской промышленной продукции в соответствии с Постановлением от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", а именно:
- ООО "Медицина Айрлайд";
- ООО "ИНМЕДИЗ";
- ООО "Здравмедтех";
- ООО "Арт-Синтез"
- ООО "Гекса"
- ООО "Волга Медикал" ;
- ООО "Медкомплект";
- ООО "Медсервис Плюс";
- ООО "ТД АгатМед".
Пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ установлено, что жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не приведены доводы указывающие на то, что показателям товара указанным в извещении о проведении закупки соответствует товар одного производителя.
Следовательно, Заказчик не допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СахМедКом" на действия Заказчика - ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку белья хирургического одноразового (извещение N 0820500000822003924) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 июля 2022 г. N 025/06/49-594/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022