Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей МКУ "Администрация Лесогорского муниципального образования" (далее - Заказчик) - "_",
в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя П. (далее - ИП П. И.М., Подрядчик) - ходатайство N 93 от 07.07.2022 г.;
рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП П. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 июля 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП П. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП П. допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 29 октября 2021 года N 0134300054621000015 на выполнение работ по "Благоустройству общественной территории, расположенной по адресу: ул. Ленина 6, р.п. Лесогорск, Чунский район, Иркутская область площадь ДК "Родник" (детская площадка)" , в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ИП П. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/747/22 от 05 июля 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 06 октября 2021 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 06.10.2021 N 0134300054621000015".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 507 300 руб. 00 коп.
18 октября 2021 года заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2021 N0134300054621000015-3, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки - ИП П.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по "Благоустройству общественной территории, расположенной по адресу ул. Ленина 6, р.п. Лесогорск, Чунский район, Иркутская область Площадь ДК "Родник" (детская площадка)" (далее - Работы), в соответствии с Техническим заданием (Наименование и описание объекта закупки) (Приложение 2 к Контракту), в объеме, установленном в Проектно-сметной документации (Приложение 3 к Контракту) (далее - Сметная документация), передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в Части 5 Контракта и в Графике выполнения работ (по форме Приложения 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом."
Согласно пункту 5.2 Контракта: "Подрядчик приступает к выполнению работ с 01 мая 2022 года".
Согласно пункту 5.3 Контракта: "Работы должны быть закончены Подрядчиком в срок не позднее 30 июля 2022 года."
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта ИП П. необходимо было выполнять работы по "Благоустройству общественной территории, расположенной по адресу: ул. Ленина 6, р.п. Лесогорск, Чунский район, Иркутская область площадь ДК "Родник" (детская площадка)" в период с 01 мая 2022 г. - 30 июля 2022 г.
Из представленных документов следует, что ИП П. с 21 июня 2022 года приступил к исполнению обязательств по контракту, что подтверждается письмом исх. N 79 от 21.06.2022 г. с приложенными фотоматериалами.
Вместе с тем, в период с 01 мая 2022 года по 14 июня 2022 года Заказчиком выявлены следующие нарушения со стороны ИП П. при исполнении обязательств по контракту: подрядчик не приступал к выполнению работ по "Благоустройству общественной территории, расположенной по адресу: ул. Ленина 6, р.п. Лесогорск, Чунский район, Иркутская область площадь ДК "Родник" (детская площадка)", что подтверждается направленной претензией-требованием N 0585 от 07.06.2022 г.
Пунктом 12.1 Контракта предусмотрено: "Настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации."
На основании вышеназванного 14 июня 2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащем исполнении ИП П. обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" С 1 января до 1 июля 2022 года положения части 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ не применяются.
В свою очередь, вышеназванным Федеральным законом N 360-ФЗ установлено следующее:
"3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
В силу ч. 12.2 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе и направлено ИП П. посредством почтовой связи 14.06.2022 г.
Из представленных документов следует, что ИП Подкарытовым И.М. решение о расторжении контракта было получено 21 июня 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 01 июля 2022 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из материалов обращения установлено, что ИП П. 23 марта 2022 года направил посредством электронной почты Заказчику письмо (исх. N 54 от 23.03.2022 г.) о потребности в изменении условий контракта в виде увеличения цены контракта на сумму 100 200 руб. Данное обращение вызвано ситуацией, связанной с ухудшением геополитической ситуации, введение в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
Из пояснений ИП П. установлено, что в срок до 26 мая 2022 года ответа на данное обращение от Заказчика не поступало.
Заказчиком 26 мая 2022 года был направлен запрос ИП П. о подтверждении сроков начала работ по Контракту (исх. N 0528 от 26.05.2022 г.).
31 мая 2022 года ИП П. направил ответ средствами электронной почты на данный запрос, о том, что подрядчик обязуется приступить к выполнению работ в срок до 20 июня 2022 года.
Факт задержки производства работ по Контракту ИП П. поясняет следующим:
- пунктом 4.2.1. Контракта установлены обязанности Заказчика, в соответствии с которыми "В течение 2 рабочих дней до наступления срока начала выполнения работ по Контракту (пункт 5.2. настоящего Контракта) передать Подрядчику для производства работ проектно-сметную документацию.". Вместе с тем, подрядчиком документация не получена;
- отсутствие ответа от заказчика на письмо (исх. N 54 от 23 марта 2022 года).
07 июня 2022 года Заказчиком была составлена и направлена претензия в отношении ИП П. с требованием в кратчайшие сроки приступить к исполнению своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 11.3.1. "Претензия должна быть направлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения. Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований претензии."
Вместе с тем, в претензии (исх. N 0585 от 07.06.2022 г.) срок устранения недостатков был ограничен 10 июня 2022 г., что противоречит условиям контракта и фактически не может быть выполнено в связи с тем, что требуемая заказчиком дата устранения недостатков была установлена раньше, чем дата получения претензии подрядчиком.
Комиссией установлено, что 21 июня 2022 г. ИП П. были получены от Заказчика претензия (исх. N 0585 от 07.06.2022 г.) и уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны заказчика (исх. N 0611 от 14.06.2022 г.).
Так же 21 июня 2022 г. заказчику было направлено уведомление с приложением фотоматериалов от ИП П. о том, что работы по контракту были начаты. Данный факт свидетельствует о намерении подрядчика исполнить обязательства по контракту.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ИП П. при исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, препятствует включению сведений в отношении ИП П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому ИП П. исполнено 25 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя П. ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022