Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" (далее - заявитель, ООО "Прогресс-Арена") - ///, директора Муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Марковская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - заказчик) - ///, директора Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" (далее - уполномоченный орган) - ///, представителя победителя электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "Конструктив" (далее - ООО "Конструктив") - ///,
рассмотрев, в том числе посредством видео-конференц связи, жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка жалюзи оконных", реестровый номер закупки 0834300022022000156, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -
Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Прогресс-Арена" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что используемые в описании объекта закупки требования заказчика к товару, являются избыточными и противоречат требованиям законодательства,
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ и с учетом потребностей заказчика.
ООО "Конструктив" также не согласно с доводами жалобы заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 22.06.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300022022000156 "Поставка жалюзи оконных".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 057 699 рублей 90 копеек.
Требования к предмету закупки установлены заказчиком в прикрепленном к извещению о проведении электронном аукционе документе "Часть 2. Техническое задание_с изм.docx".
Так, по позициям 1, 2 Технического задания установлены следующие характеристики:
Наименование товара |
Техническая характеристики |
Жалюзи оконные КТРУ 13.92.22.120-00000008 |
Антибактериальная пропитка - да; Вид материала ламелей - ткань; Водоотталкивающая пропитка - да; Грязеотталкивающая пропитка - да; Способ открывания/закрывания жалюзи - ручной; Сырьевой состав ткани - смесовый; Тип жалюзи - вертикальные.
Дополнительные характеристики*: Жалюзи оконные состоят из карниза, ламелей (расположенных вертикально). Карниз: материал - алюминий, окрашенный заводским и температурным способом, крепится к стенам или потолку при помощи необходимого количества металлических кронштейнов, точное количество кронштейнов определяется непосредственно по месту установки каждого изделия. Внутренняя начинка карниза рассчитывается в зависимости от длины карниза. В состав карниза входит алюминиевый поворотный стержень, бегунки пластиковые с дистанцией 89 - 90 мм. Бегунки пластиковые со встроенными подшипниками; цепочка управления пластиковая; шнур управления синтетический. Механизм управления карниза предусматривает смещение ламелей вокруг своей оси на 180 градусов, а также в одну сторону (вправо или влево) или от центра, и поворот ламелей в обе стороны (открыто/ закрыто). Сдвиг ламелей осуществляется с помощью веревки управления. -Конкретное направление смещения ламелей определяется непосредственно по месту установки каждого изделия. Количество ламелей рассчитывается в зависимости от длины карниза. При полном закрытии ламели закрываются внахлест, при этом смежные ламели перекрываются на 1,5 - 2,0 см. Каждая ламель имеет свой бегунок, в котором она плотно фиксируется. Каждая ламель прошита специальной мононитью, в которой зашит ламели держатель. Снизу все ламели соединены друг с другом специальной цепочкой, изготовленной из пластика светлого тона. Тип установки жалюзи согласовывается с заказчиком по каждому окну и имеет варианты установки: к стене, к потолку, к подвесному потолку из минеральных плит. Утяжелители ламелей пластиковые с металлическим наполнением, соединяющиеся между собой декоративными цепочками. Ширина ламели: от 89 мм до 127 мм. Материал для ламелей: ткани из негорючих (огнеупорных) волокон (тревира, скрин, стекловолокно), огнеупорные агенты/вещества встроены в сами волокна, нити ткани или с огнезащитной пропиткой. Сложные и четкие узоры воспроизводятся за счет вплетения в материю разноцветных нитей или нитей разной толщины. Ткань на ламели выполнена из единого полотна, без склеивания и сшивания. Рисунок на ткани состоит из глянцевых и матовых участков более плотного и менее плотного переплетений изогнутых или прямых нитей различной толщины и фактуры. Конкретный вариант рисунка и цвет ткани согласовывается с заказчиком непосредственно по месту установки каждого изделия, поставщик предлагает для выбора не менее пяти возможных вариантов рисунка. Плотность ткани от 150 до 350 г/м Светонепроницаемость от 10 до 30%. Ткань пропитана специальными водоотталкивающими, пылеотталкивающими, влагоотталкивающими и антибактериальными составами. Ламели состоят из противопожарной ткани, на основе полиэстера и стекловолокна, которые не поддерживают горение, а также устойчивы к выцветанию, влажной и сухой чистке. Конфигурация: прямые жалюзи.
Количество окон - 231 шт. Перед началом изготовления Поставщиком проводятся замеры по месту поставки и монтажа. Стоимость услуг по выезду замерщика, монтажа включена в стоимость товара. |
Жалюзи оконные КТРУ 13.92.22.120-00000008 |
Антибактериальная пропитка - да; Вид материала ламелей - ткань; Водоотталкивающая пропитка - да; Грязеотталкивающая пропитка - да; Способ открывания/закрывания жалюзи - ручной; Сырьевой состав ткани - смесовый; Тип жалюзи - вертикальные. Вид жалюзи по форме - фигурные.
Дополнительные характеристики*: Форма - трапеция. Жалюзи оконные состоят из карниза, ламелей (расположенных вертикально). Карниз: материал - алюминий, окрашенный заводским и температурным способом, крепится к стенам или потолку при помощи необходимого количества металлических кронштейнов, точное количество кронштейнов определяется непосредственно по месту установки каждого изделия. Внутренняя начинка карниза рассчитывается в зависимости от длины карниза. В состав карниза входит алюминиевый поворотный стержень, бегунки пластиковые с дистанцией 89 - 90 мм. Бегунки пластиковые со встроенными подшипниками; цепочка управления пластиковая; шнур управления синтетический. Механизм управления карниза предусматривает смещение ламелей вокруг своей оси на 180 градусов, а также в одну сторону (вправо или влево) или от центра, и поворот ламелей в обе стороны (открыто/ закрыто). Сдвиг ламелей осуществляется с помощью веревки управления. -Конкретное направление смещения ламелей определяется непосредственно по месту установки каждого изделия. Количество ламелей рассчитывается в зависимости от длины карниза. При полном закрытии ламели закрываются внахлест, при этом смежные ламели перекрываются на 1,5 - 2,0 см. Каждая ламель имеет свой бегунок, в котором она плотно фиксируется. Каждая ламель прошита специальной мононитью, в которой зашит ламели держатель. Снизу все ламели соединены друг с другом специальной цепочкой, изготовленной из пластика светлого тона. Тип установки жалюзи согласовывается с заказчиком по каждому окну и имеет варианты установки: к стене, к потолку, к подвесному потолку из минеральных плит. Утяжелители ламелей пластиковые с металлическим наполнением, соединяющиеся между собой декоративными цепочками. Ширина ламели: от 89 мм до 127 мм. Материал для ламелей: ткани из негорючих (огнеупорных) волокон (тревира, скрин, стекловолокно), огнеупорные агенты/вещества встроены в сами волокна, нити ткани или с огнезащитной пропиткой. Сложные и четкие узоры воспроизводятся за счет вплетения в материю разноцветных нитей или нитей разной толщины. Ткань на ламели выполнена из единого полотна, без склеивания и сшивания. Рисунок на ткани состоит из глянцевых и матовых участков более плотного и менее плотного переплетений изогнутых или прямых нитей различной толщины и фактуры. Конкретный вариант рисунка ткани и цвет согласовывается с заказчиком непосредственно по месту установки каждого изделия, поставщик предлагает для выбора не менее пяти возможных вариантов рисунка. Плотность ткани от 150 до 350 г/м Светонепроницаемость от 10 до 30%. Ткань пропитана специальными водоотталкивающими, пылеотталкивающими, влагоотталкивающими и антибактериальными составами. Ламели состоят из противопожарной ткани, на основе полиэстера и стекловолокна, которые не поддерживают горение, а также устойчивы к выцветанию, влажной и сухой чистке. Конфигурация: прямые жалюзи.
Количество окон - 31 шт. Перед началом изготовления Поставщиком проводятся замеры по месту поставки и монтажа. Стоимость услуг по выезду замерщика, монтажа включена в стоимость товара. |
В своей жалобе заявитель указывает: "Согласно описанию объекта закупки, плотность ткани должна быть от 150-350г/кв.м., и ламели должны состоять из смесовой ткани: смеси полиэстера 70% и ПВХ 30%. При ответе на запрос о несоответствии заявленных показателей плотности ткани и противопожарных свойствах ткани, заказчик указал что ему требуется ткань "Скрин" или аналог, при этом в изменённом тех задании заказчик указал параметры плотности ткани не соответствующие ткани, имеющей в своем составе 30% ПВХ. Согласно ответа производителя солнцезащитных систем плотность ткани Скрин составляет 520 гр/кв.м , что существенно превосходить максимальную плотность указанную заказчиком. Изделия с тканью "Скрин" имеют более высокую цену, чем изделия, изготовленные из ткани плотностью 150 г/м2, при этом без специальных испытаний невозможно сказать обладает ткань противопожарными свойствами или нет".
Комиссией установлено, что характеристика "и ламели должны состоять из смесовой ткани: смеси полиэстера 70% и ПВХ 30%" в характеристиках заказчика отсутствует.
Кроме того, заказчик в Техническом задании указывает несколько вариантом необходимой ему ткани, а не только ткань "Скрин".
Также заказчиком предоставлены ссылки на открытые источники в сети "Интернет", которые подтверждают, что имеется ткань "Скрин" с характеристиками, отвечающими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст.12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описании объекта (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчиком, уполномоченным органом со ссылками на пункты 2.11.2, 2.11.7, 2.4.4, 3.1.1, 3.4.14 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", положения статей 32, 135, таблиц 28, 29, 30 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 12-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обоснованна потребность в жалюзи с установленными в Техническом задании характеристиками.
Уполномоченным органом, ООО "Конструктив" представлены сертификаты соответствия на ткань для изготовления жалюзи.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к товарам с учетом собственных потребностей.
Техническое задание извещения о проведении электронного аукциона содержит подробное описание.
Заявителем не представлены документы, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России от 07.07.2022 г. N 038/771/22, в частности, документы, подтверждающие обоснованность изложенных в жалобе доводов.
Также заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность поставить товар в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товарам приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем также не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
Согласно протоколу подведения итогов определения (подрядчика, исполнителя) N 0834300022022000156 от 11.07.2022 г. на участие в электронном аукционе подано 7 заявок от участников закупки, что не может свидетельствовать об ограничении заказчиком, уполномоченным органом количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс-Арена" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022