Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 11.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Вороноковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения ООО "НПА-Профиль-ПУ" о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0369300177322000016 на корректировку проекта и работы по реставрации и приспособлению к современному использованию путем проведения капитального ремонта объекта культурного наследия федерального значения "Дом жилой ("Белый дом")" и объекта регионального значения "Ансамбль усадьбы заводовладельца "Белый дом" (далее - конкурс), при участии в дистанционном режиме (после перерыва):
- представителя МУ "Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа" Гребер Н.А., действующего на основании доверенности N 5-юр от 24.02.2021,
- представителя ООО "НПА-Профиль-ПУ" Митюнина В.М., действующего на основании доверенности N 2 от 06.07.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.06.2022 поступило обращение ООО "НПА-Профиль-ПУ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 19.05.2022 МУ "Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 526 609 960,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.05.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "НПА-Профиль-ПУ" контракт N 14-ЭК/2022 от 15.06.2022 заключен с ООО "СИК "СИНКО".
Согласно доводам обращения, а также дополнительным пояснениям, заказчик неправомерно разместил закупку на выполнение работ по корректировке проектной документации, так как указанные работы могут выполняться только разработчиком проектной документации в рамках оказания услуг авторского надзора. Кроме того, из извещения о закупке не следует, что в отношении проектной документации, которую необходимо корректировать, получено положительное заключение экспертизы.
Представитель заказчика с доводами обращения заявителя не согласился, представил письменные пояснения и документы, а также пояснил, что заказчиком размещена закупка в рамках контракта жизненного цикла, при этом действующим законодательством не запрещено проводить закупку по корректировки проектной документации подрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию. В отношении проектной документации заказчик на момент объявления закупки проходил государственную экспертизу.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Из абзаца 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регламентируется как законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, так и градостроительным законодательством в случаях, указанных в Законе об объектах культурного наследия.
Частью 15 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
Из части 1 статьи 49 ГрК РФ следует, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 1.2 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
Таким образом, при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, проектная документация на выполнение таких работ подлежит государственной экспертизе, а в последующем - утверждению заказчиком.
При этом, из указанных положений градостроительного законодательства следует, что только после прохождения государственной экспертизы и утверждения ее заказчиком, подрядчик вправе приступить к выполнению строительно-монтажных работ.
Более того, с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также прямого требования, предусмотренного абзацем 2 части 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия размещение закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства возможно при наличии проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, при наличии на момент проведения закупки положительного заключения государственной экспертизы.
Из документов, представленных заказчиком следует, что предметом закупки является корректировка проекта и работы по реставрации и приспособлению к современному использованию путем проведения капитального ремонта объекта культурного наследия федерального значения "Дом жилой ("Белый дом")" и объекта регионального значения "Ансамбль усадьбы заводовладельца "Белый дом". При этом извещение о закупке размещено в единой информационной системе 19.05.2022.
Пунктом 1.1.1 проекта контракта предусмотрен вид работ - реконструкция.
Пунктом 1.1.3 проекта контракта предусмотрено, что объем и содержание работ определяются:
- техническим заданием (Приложение 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание);
- графиком производств работ (Приложение 2 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - График производства работ);
- проектной документацией (Приложение 3 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Проектная документация) соответствующей требованиям статьи 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, на дату проведения закупки заказчиком не было получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, так в материалы дела заказчиком представлено положительное заключение от 02 июня 2022 (номер заключения экспертизы N 74-1-1-3-035453-2022).
Более того, на дату проведения закупки на проектную документацию получено отрицательное заключение экспертизы от 21.01.2022 (номер заключения экспертизы N 74-1-2-3-002589-2022) (далее - заключение), в разделе 5 которого указано, что как результаты инженерных изысканий, так и проектная документация не соответствую требованиям технических регламентов, в том числе указано, что физические объемы работ, содержащиеся в сметной документации не соответствуют физическим объемам работ, конструктивным решениям, предусмотренным проектной документацией, в связи с чем сметная стоимость работ признана недостоверной.
Таким образом, размещение закупки без наличия у заказчика проектной документации, получившей заключение государственной экспертизы, без наличия доказательств ее утверждения заказчиком, а также с учетом того, что на размещенную проектную документацию получено отрицательное заключение, из которого следует, что объемы работ, указанные в сметной и проектной части документации не подтверждены, свидетельствует о несогласованности предмета контракта и нелегитимности размещения закупки в рамках пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2 В пунктах 9, 16 технического задания указано, что подрядчику необходимо осуществить корректировку проектной документации, а именно:
- корректировка проекта проводится в части импортозамещения необходимого оборудования и материалов на эквивалентные;
- подрядчик, при необходимости корректировки проекта, организует проведение и получение положительного заключения историко-культурной экспертизы корректировки научно-проектной документации;
- подрядчик, при необходимости корректировки проекта, организует проведение и получение положительного заключения государственной экспертизы корректировки проектной документации и результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пунктом 2.3 проекта контракта предусмотрено, что цена настоящего контракта включает в себя прибыль подрядчика, все установленные действующим законодательством выплаты, учитывает все расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с надлежащим исполнением обязательств по настоящему контракту, накладные расходы, необходимые для выполнения подрядчиком всех обязательств по настоящему контракту, а также все налоги, сборы и иные обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе корректировку проекта.
При этом, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что затраты на корректировку проектной документации не включены в расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, из извещения о закупке не представляется возможным установить является ли выполнение работ по корректировке объекта обязанностью подрядчика, в том числе не указаны условия, при которых корректировка проектной документации потребуется, что свидетельствует о неопределенности и неясности потребности заказчика.
Более того, Комиссия критически относится к возможности осуществлять внесение изменений в проектную документацию без наличия положительного заключения экспертизы на указанную проектную документацию, размещенную в составе закупочной документации, в том числе ввиду отсутствия возможности оценить потенциальному подрядчику объем изменений, которые потребуется произвести в указанную документацию.
Кроме того, частью 5 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
Пунктом 4.6 ГОСТа Р 56200-2014 "Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения (Переиздание)" предусмотрено, что научное руководство и авторский надзор осуществляют физические и юридические лица, разработавшие проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55945 (далее - ГОСТ Р 56200-2014).
В разделе 7 ГОСТа Р 56200-2014 указан порядок осуществления авторского надзора, в том числе в пункте 7.9 государственного стандарта предусмотрено, что в обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих авторский надзор, включается своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в проектные решения с дальнейшим оформлением исполнительной документации, корректировка проектных решений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 и контроль их исполнения.
В пункте 4.4 ГОСТа Р 56200-2014 предусмотрено, что научное руководство при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в целях научно-методического и проектного обеспечения работ по сохранению объектов культурного наследия на основе утвержденных проектных решений. Необходимость осуществления научного руководства связана с возможным выявлением в процессе производственных работ дополнительных данных о первоначальном облике объекта культурного наследия, максимальным сохранением и показом его подлинных элементов, доработкой и корректировкой, при необходимости, проектных решений, обеспечением методических принципов сохранения объектов культурного наследия и высокого качества проводимых работ.
Из указанных положений ГОСТа Р 56200-2014 следует, что корректировка и доработка проектных решений является обязанностью разработчика проектной документации - лица, осуществляющего авторский надзор в рамках научного руководства при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
В материалы дела заказчиком предоставлен договор авторского надзора и научного руководства N 18/71 от 24.06.2022, заключенный между заказчиком и ООО НПЦ "Цера" (далее - договор).
В пункте 4.1.1 договора предусмотрено, что исполнитель обязуется назначить приказом научного руководителя, осуществляющего научное руководство и методический контроль за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, в силу положений части 5 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, государственного стандарта, а также с учетом заключенного заказчиком договора, корректировку проектной документации обязан осуществлять ООО НПЦ "Цера" (разработчик проектной документации).
Пунктом 4.8 ГОСТа Р 56200-2014 предусмотрено, что в случаях невозможности установления местонахождения автора проекта (физического или юридического лица), его отказа от осуществления научного руководства и авторского надзора, ликвидации проектной организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, приостановлении действия или аннулировании лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, допускается привлечение сторонних проектных организаций и физических лиц. При этом выбор исполнителя услуг осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Факт невозможности осуществления научного руководства и авторского надзора автором проекта оформляется документально.
Вместе с тем, из документов, представленных заказчиком, не следует, что ООО НПЦ "Цера" отказалось от осуществления научного руководства и авторского надзора, напротив, с указанной организацией заключен договор, который в том числе предполагает выполнение корректировки проектных решений для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом, предоставление заказчиком письма ООО "НПЦ "Цера" (исх. б/н от 29.04.2022), согласно которому общество не возражает против привлечения к выполнению работ по корректировке проектной документации подрядной организации, выполняющей работ на объекте культурного наследия, не свидетельствует об отказе ООО "НПЦ "Цера" самостоятельно выполнять указанные работы, равно как и о законности возложения указанных функций на подрядную организацию, которая будет выполнять производственные работы на объекте культурного наследия.
На основании изложенного, включение в описание объекта закупки условия об обязанности подрядчика проводить корректировку проектной документации, необходимость осуществления которой не определена, а также возложение указанной функции на лицо, не являющееся организацией, осуществляющей авторский надзор, свидетельствует о необоснованности требований заказчика в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, заключение договора с проектной организацией ООО "НПЦ "Цера" на оказание услуг авторского надзора, которая в силу действующего законодательства должна осуществлять корректировку и доработку проектных решений, также свидетельствует о необоснованности проведения конкурентной процедуры в части необходимости выполнения указанных работ.
1.3 Частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что 16. заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
- стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
- стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 определены случаи заключения контракта жизненного цикла (подпункты "а-т" пункта 1).
Подпунктом "о" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 предусмотрена возможность заключения контракта жизненного цикла на выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.
Таким образом, предмет контракта включает в себя работы по корректировки уже имеющейся проектной документации, что не может быть приравнено к разработке проектной документации объекта, более того стоимость такой корректировки также не определена в извещении о закупке, что свидетельствует о неправомерности объединения в одну закупку работ по корректировке проектной документации и реставрации объекта культурного наследия в нарушение части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Более того, заказчиком не реализована возможность, предусмотренная частью 16.2 статьи 34 Закона о контрактной системе в части проведения закупки, предметом которой является одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки составов административных правонарушений, предусмотренных главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пунктов 1,8 части 2 статьи 42, части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен на день проведения внеплановой проверки.
3. Передать материалы внеплановых проверок должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2022 г. N 074/06/99-1453/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022