Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ФГБОУ ВО "ПОВОЛЖСКИЙ ГУФКСИТ" - Николаева А.А. (по доверенности), Таменовой Г.Б. (по доверенности), в отсутствии представителей заявителя ООО СТК "Астория", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО СТК "Астория" (вх.N8835/ж от 06.07.2022 г., в ЕИС от 05.07.2022 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "ПОВОЛЖСКИЙ ГУФКСИТ" при проведении закупки N0311100002722000027 на предмет: Выполнение работ по капитальному ремонту здания гребного бассейна Федерального спортивно-тренировочного центра по гребным видам спорта ФГБОУ ВО "Поволжский ГУФКСиТ"
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100002722000027 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 21.06.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 838 868,19 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащих договоров, подтверждающих опыт выполнения работ.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее- Положение).
В силу подпункта г пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания гребного бассейна Федерального спортивно-тренировочного центра по гребным видам спорта ФГБОУ ВО "Поволжский ГУФКСиТ".
Следовательно, объектом рассматриваемой закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В извещении Заказчиком был установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема":
"Величина значимости показателя составляет 40%,
коэффициент значимости - 0,4
Наличие у участника конкурса 5 летнего опыта по оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженного в общем количестве заключенных контрактов (договоров) по выполнению работ по капитальному ремонту зданий. Контракт должен быть не расторгнут на дату подачи заявок (за исключением подписанного двухстороннего соглашения о досрочном исполнении контракта), к информационной справке прилагаются сканированные копии контрактов со всеми приложениями и дополнительными соглашениями).
Исполнение контрактов не должно содержать претензии/штрафные санкции в отношении Подрядчика.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов по показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров", подтверждающих опыт участника конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в открытом электронном конкурсе, не соответствующей требованиям конкурсной документации, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов)".
Таким образом, из установленного в извещении критерия оценки следует, что при оценке заявок на участие в конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" будут учитываться только работы сопоставимого предмету конкурса характера и объема работы, опыт выполнения которых документально подтвержден.
Таким образом, исходя из установленных заказчиком требований к учету не будут приниматься контракты, предусматривающие выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) и проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что не предусмотрено требованиями подпункта г пункта 31 Положения.
Кроме того, из содержания извещения следовало наличие требования о предоставлении контрактов без претензий/штрафных санкций в отношении Подрядчика.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. NД28и-2196, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Вместе с тем, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Также по мнению ФАС России, наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта. В связи с этим установление требования о наличии опыта исполнения контрактов без применения к ним неустойки (штрафов, пеней) является избыточным (https://fas.gov.ru/questions/question_categories/1).
Например, списание неустойки может быть вызвано по независящим от исполнителя причинам, в том числе, распространением коронавирусной инфекции. Однако факт исполненных работ и приёмка их заказчиком свидетельствует об опыте участника.
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, требование о предоставлении контрактов без просрочек и претензий ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта г пункта 31 Положения.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в извещение.
2. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащих критериев оценки "наличие у участников финансовых ресурсов", "наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу подпункта б пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения.
Вместе с тем, согласно установленным заказчиком критериям и порядку оценки заявок на участие в редакции извещения от 30.06.2022 г. (до поступления жалобы от 05.07.2022 г.), в критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком были включены следующие показатели:
- Наличие у участников финансовых ресурсов;
- Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в нарушение требований подпункта б пункта 31 Положения кроме показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", также неправомерно установлены показатели оценки.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта б пункта 31 Положения.
Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика в указанной части в извещение (редакция от 07.07.2022 г.) после поступления жалобы были внесены изменения, установленные показатели оценки были исключены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО СТК "Астория" (вх.N8835/ж от 06.07.2022 г., в ЕИС от 05.07.2022 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "ПОВОЛЖСКИЙ ГУФКСИТ" при проведении закупки N0311100002722000027 на предмет: Выполнение работ по капитальному ремонту здания гребного бассейна Федерального спортивно-тренировочного центра по гребным видам спорта ФГБОУ ВО "Поволжский ГУФКСиТ" обоснованной.
3. Признать заказчика ФГБОУ ВО "ПОВОЛЖСКИЙ ГУФКСИТ" нарушившим требования части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктов б, г пункта 31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
4. Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л. А. Акперова |
Исп. Акперова Л.А.,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 июля 2022 г. N 016/06/42-1041/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2022