Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Система безопасности" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации ЧС и ГО" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края" (извещение N 0818500000822004168) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что условие закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика были представлены письменные возражения по существу жалобы. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края" (извещение N 0818500000822004168).
Заказчик - ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации ЧС и ГО".
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 200 772,90 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик(потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Раздела 3 "Описания объекта закупки":
N |
Раздел |
Информация |
1 |
Наименование объекта закупки |
Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края |
2 |
Данные о проведении государственной экспертизы/ проверки сметной стоимости |
Положительное заключение негосударственной экспертизы N 2 3 - 2 - 1 - 2 - 0 3 7 7 2 1 - 2 0 2 2 от 14 июня 2022 г. |
3 |
Сведения о наличии разрешения на строительство |
Не предусмотрено |
4 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
Работы осуществляется в соответствии с проектной документацией 10-925.22_337-18-РАСЦО.ПЗ 10-925.22_337-18-РАСЦО.СО 10-925.22_337-18-РАСЦО.ИОС5.1 10-925.22_337-18-РАСЦО.ИОС5.5 10-925.22_337-18-РАСЦО.ИОС5.7 10-925.22/337-18/00-СС 10-925.22/337-18/00-ИБ Ведомость объемов работN 05-01-11; Ведомость объемов работN 05-01-22; Ведомость объемов работN 09-01-11; Ведомость объемов работN 09-01-22. Сметная документация: Локальный сметный расчетN 05-01-11; Локальный сметный расчетN 05-01-22; Локальный сметный расчетN 09-01-11; Локальный сметный расчетN 09-01-22. Сводный сметный расчет N ССРСС-1 |
5 |
Требование подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации технических условий |
Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения". ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" |
6 |
Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий |
Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и Работы, выполненные Подрядчиком по Контракту. Гарантийный срок устанавливается: на монтажные работы - 12 месяцев со дня подписания документа о приемке выполненных работ; на оборудование - на основании гарантии завода изготовителя, но не менее 12 месяцев со дня подписания документа о приемке выполненных работ. |
7 |
Иная информация, относящаяся к описанию объекта закупки |
Выполнение работ осуществляется по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 35 и Краснодарский край, ст. Динская, ул. Промышленная, 5. Система защиты информации должна обеспечивать целостность информации при передаче по техническим каналам связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации. Система информационной безопасности должна обеспечивать выполнение Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" по 2 классу защищенности. Программа и методика испытаний разрабатывается Подрядчиком, согласовывается с Заказчиком и включает в себя проведение приёмочных испытаний и порядок сдачи объектов в эксплуатацию. По завершении выполнения работ Подрядчик предоставляет Заказчику следующий комплект документов: - оригиналы технической и эксплуатационной документации, предусмотренной производителем, на русском языке, на каждый экземпляр оборудования (руководства по эксплуатации, паспорта, гарантийные талоны, сервисные книжки и т.п.); - копии сертификатов и иных разрешительных документов; - комплект проектов организационно-распорядительной документации в области защиты информации. Во всех электронных документах и приложениях к извещению все товарные знаки читать как "товарный знак или эквивалент" |
8 |
Информация о включении объекта закупки в перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 44-ФЗ |
Не предусмотрено |
9 |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ * |
33.20.39.900 |
Заявитель считает, что Заказчиком не предоставлена полная и достоверная информация о объекте закупки, в частности проектная и рабочая документация не содержит ссылки на Приказ N 31 ФСТЭК Российской Федерации, организационно-технические меры, описанные в документации, не выполняют всех требований, содержащихся в данном Приказе.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно п.1 Приказа ФСТЭК Российской Федерации N 31 устанавливаются требования к обеспечению защиты информации, обработка которой осуществляется автоматизированными системами управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации, в том числе от деструктивных информационных воздействий (компьютерных атак), следствием которых может стать нарушение функционирования автоматизированной системы управления.
Таким образом, положения Приказа ФСТЭК Российской Федерации N 31 не применимы к данной закупке, так как осуществляется модернизация Региональной автоматизированной системы оповещения Краснодарского края.
При этом, согласно п.6 Приложения N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 года N 578/365:
- в региональных системах оповещения и КСЭОН должны выполнять Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК Российской Федерации от 11.02.2013 года N 17;
- региональные системы оповещения и КЭОН должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса.
Данные требования содержатся в п. 1.3 рабочей документации, являющейся частью извещения закупки.
Проектная и рабочая документация получила положительное заключение негосударственной экспертизы от 14.06.2022 года.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены порядок определения актуальных угроз безопасности и порядок определений необходимого класса средств криптографической защиты информации, поскольку в размещенном в единой информационной системе комплекте документов отсутствует "Модель угроз безопасности информации" и "Модель нарушителя безопасности информации".
Представитель Заказчика пояснил, что согласно п.14.2 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК Российской Федерации от 11.02.2013 года N 17 классификация информационной системы проводится в зависимости от значимости обрабатываемой в ней информации и масштаба информационной системы (федеральный, региональный, объектовый).
Устанавливаются три класса защищенности информационной системы, определяющие уровни защищенности содержащейся в ней информации (низкий класс - 3, самый высокий - 1).
Требование к классу защищённости включается в техническое задание на создание информационной системы и (или) техническое задание (частное техническое задание) на создание системы защиты информации информационной системы.
В силу п. 14.3 Требований о защите информации, угрозы безопасности информации определяются по результатам оценки возможностей (потенциала) внешних и внутренних нарушителей, анализа возможных уязвимостей информационной системы, возможных способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации.
В рамках разработки проектной и сметной документации по данной закупке была разработана подсистема обеспечения информационной безопасности государственной информационной системы (рабочая документация шифр 10-925.22/337-18/00-ИБ).
На основании разработанных "модели угроз безопасности информации" и " модели нарушителя информационной безопасности" в проектную и рабочую документацию включены:
- назначение и цели создания системы;
- описание государственной информационной системы;
- комплекс мероприятий по реализации требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности;
- общая структура и описание подсистемы обеспечения информационной безопасности.
Таким образом, включенные в проектную и рабочую документацию требования к Подсистеме обеспечения информационной безопасности содержат полное и достаточное описание комплекса мер, необходимых для реализации подсистемы информационной безопасности АСЦО.
Заявитель указывает, что в характеристиках маршрутизатора наличия PoE порта, отраженное в опросном листе 10-925.22_337-18_00-СС.ОЛ5, является на его взгляд не оправданным с технической стороны является фактором, искусственно ограничивающим использование отечественных маршрутизаторов в качестве эквивалента.
Представитель Заказчика пояснил, что при проектировании любой системы указание конкретного проектируемого оборудования и входящего в его состав программного обеспечения (при наличии) необходимо для целей определения технических решений, соответствующих техническому заданию, и формированию конкретного расчета (калькуляции, сметы) затрат на последующее ее создание. Требование инвариантности (многовариантности) проектных решений является правом, но не обязательством заказчика.
Объектом закупки является выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. Результатом выполнения работ является модернизированная система, а не поставка оборудования самого по себе.
Использование в проектных решениях Ethernet маршрутизатора MikroTik не является ограничением закупки. Данные маршрутизаторы выполняют функции каналообразующего оборудования и имеют свободный оборот на товарном рынке.
Вместе с тем, указанное в предлагаемом к реализации в рамках данной закупки техническое решение, предусматривающее поддержку режима PoE на портах LAN, соответствует потребности заказчика, так как не требует применения отдельных блоков питания от сети 220В.
Заявитель считает, что в томе 10-925.22_337-18/00-СС в файле 10-925.22_337-18/00-СС.ОЛ1 к поставке предлагается оборудование в комплектации, которое не входит Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, при этом установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года N 1236.
В Извещении электронного аукциона установлены следующие запреты и условия допуска:
|
Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Представитель Заказчика пояснил, что в данном случае речь идет об автоматизированном рабочем месте оповещения, которое является специальным техническим средством оповещения населения, соответствующим требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", который распространяется на технические средства оповещения населения. Ссылка на указанный ГОСТ содержится в Разделе 3 "Описание объекта закупки.
В соответствии с п.5.2.2 данного ГОСТа АРМ оповещения должно состоять из устройств ввода-вывода и отображения информации, электронно-вычислительной машины, общего и специального программного обеспечения, микрофона и акустических систем.
С учетом наличия в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных сведений о программном обеспечении, относящемся к классу программного обеспечения "Операционные системы общего назначения" (российской операционной системы), в извещении по данной закупке установлен запрет по постановлению Правительства Российской Федерации N 1236.
Таким образом, при выполнении работ может использоваться любой АРМ оповещения, прошедший приемочные испытания, соответствующие требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021, на котором установлено программное обеспечение, включённое в реестр российского программного обеспечения.
Заявитель указывает, что в томе 10-925.22/337-18/00 приводятся требования к операционным системам аппаратного комплекса системы централизованного управления "С-Терра КП" - программного комплекса, предназначенного для централизованного удаленного управления продуктами С-Терра и их мониторинга. К применению указаны только Windows Server 2012 (64-bit), Windows Server 2012R2 (64-bit), Windows Server 2016 (64-bit), Windows Server 2019 (64-bit). Данные операционные системы не входят Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Представитель Заказчика пояснил, что при разработке подсистемы информационной безопасности в целях снижения вероятного ущерба от реализации угроз информационной безопасности и выполнения требований законодательства Российской Федерации в части защиты информации при определении технических решений предусмотрено использование системы централизованного удаленного администрирования и мониторинга СКЗИ. За основу взят Аппаратный комплекс для С-Терра КП под управлением операционной системы Windows Server и лицензия на право использования программного продукта "С-Терра КП".
В п.5 "Описания объекта закупки" указано, что во всех электронных документах и приложениях к извещению все товарные знаки читать как "товарный знаки или эквивалент".
С учетом того, что при выполнении работ может использоваться эквивалентное оборудование и программное обеспечение (в том числе включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных), в объем работ не включена передача заказчику прав на использование операционной системы, устанавливаемой в оборудовании. В ведомости объемов работ отсутствует требование о передаче заказчику прав использования (лицензии) на операционную систему Windows Server. В локальных сметных расчетах также отсутствуют затраты на закупку данной операционной системы.
Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОСК" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822004168).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 июля 2022 г. N 518/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022