Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Юнирост" Мартыновой Н.С. (доверенность от 06.07.2022 N11), в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Хан В.О. (доверенность от 22.06.2022 N01/7963) и в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок", рассмотрев жалобу ООО "Юнирост" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Улучшение водообеспеченности водного тракта: ерик Мошка, ильмень Берковский, ильмень Малиновский, ерик Форпус Лиманского района Астраханской области" (реестровый N0825500000722002056), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.07.2022 поступила жалоба ООО "Юнирост" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Улучшение водообеспеченности водного тракта: ерик Мошка, ильмень Берковский, ильмень Малиновский, ерик Форпус Лиманского района Астраханской области" (реестровый N0825500000722002056) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок при оценке конкурсных заявок нарушила Закон о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 07.07.2022 года в 10 час. 30 мин.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. -главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Юнирост" Мартыновой Н.С. (доверенность от 06.07.2022 N11), в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Екимова Т.Г. (доверенность от 19.05.2022 N01/6114) и в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 13.01.2022 N01-06-26), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31).
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялся перерыв до 09:45 час. 08.07.2022 года. После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение жалобы ООО "Юнирост" в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Юнирост" Мартыновой Н.С. (доверенность от 06.07.2022 N11), в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Хан В.О. (доверенность от 22.06.2022 N01/7963) и в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок".
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Уполномоченный орган 30.05.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) разместил извещение о проведении электронного конкурса для нужд Заказчика.
Заказчиком электронного конкурса является Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 920 000,00 руб.
Одновременно, Комиссия обращает внимание, что в силу части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе, при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Однако Комиссия проверяет соблюдение комиссией по осуществлению закупок порядка оценки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.06.2022 N ПРОII1 одним из членов комиссии заявке Заявителя по детализирующим показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" присвоено 0 баллов.
Комиссией установлено, что комиссией по осуществлению закупок правомерно не были приняты к примеру договор РТС 264Ж193789, РТС 264Ж184743 поскольку к данному договору приложены не все акты, договор N561-18, договор 10-13-1 предметом являются работы (услуги) несопоставимого характера.
Как следует из пояснений члена комиссии по осуществлению закупок 0 баллов им было присвоено, поскольку по его мнению к работам (услугам) сопоставимого характера и объема относятся работы (услуги) только в области строительного контроля на расчистку.
Однако Комиссия считает, что одним из членов комиссии по осуществлению закупок неправомерно не были приняты к оценке договора на строительный контроль на объекты капитального строительства.
При этом, Комиссия считает, что детализирующий показатель порядка оценки по критерию "Квалификация участников закупки" установленный Заказчиком в Извещении не дает возможность членам комиссии по осуществлению закупок оценить заявки в соответствии Законом о контрактной системе по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно подп. г) пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 Постановления N2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Постановления N2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из предусмотренных Положением формул.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подп. "а" пункта 28 Постановления N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки":
"- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Документом, в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) в области проведения строительного контроля, руководства строительными проектами при работах на объектах, выполненных (оказанных) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2018 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом цена одного из представленных контрактов (договоров) должна быть не менее 50 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта (не менее не менее 1 889 285,71 руб.).
Постановление N2604 не предусматривает возможность установления требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки.
Также Заказчик незаконно установил, что показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" определяется общим количеством заключенных и исполненных за период с 2018 договоров, т.к. подпунктом "г" пункта 28 Постановления N2604 определено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Кроме того, в порядке оценки Заказчиком используется понятие "работы (услуги) сопоставимого характера", в то время как Постановлением N2604 установлен термин "наличие опыта, связанного с предметом контракта".
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу о нарушении Заказчиком части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствует нарушение Закона о контрактной системе, поскольку при оценке заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствовалась требованиями извещения Заказчика.
При этом, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнирост" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Улучшение водообеспеченности водного тракта: ерик Мошка, ильмень Берковский, ильмень Малиновский, ерик Форпус Лиманского района Астраханской области" (реестровый N0825500000722002056) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Улучшение водообеспеченности водного тракта: ерик Мошка, ильмень Берковский, ильмень Малиновский, ерик Форпус Лиманского района Астраханской области" (реестровый N0825500000722002056).
3. Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок предписание при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Улучшение водообеспеченности водного тракта: ерик Мошка, ильмень Берковский, ильмень Малиновский, ерик Форпус Лиманского района Астраханской области" (реестровый N0825500000722002056).
4. Доводы жалобы о несогласии с положениями аукционной документации не рассматривать в связи с пропуском срока на их оспаривание в административном порядке на основании п. 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14.
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 июля 2022 г. N 030/06/42-788/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022