Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N2 имени братьев Губиных" Спиридоновой Е.В. (доверенность от 12.01.2022 N4), в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. - Карелиной Е.Г. (доверенность от 14.04.2022), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), ) а также на основании обращения индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. (вх. от 04.07.2022 N5936), провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N2 имени братьев Губиных" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением от 05.07.2022 N04/4196 проведение внеплановой проверки было назначено на 13.07.2022 на 10 час.00 мин.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N2 имени братьев Губиных" Спиридоновой Е.В. (доверенность от 12.01.2022 N4), в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. - Карелиной Е.Г. (доверенность от 14.04.2022).
Проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
30.05.2022 Комиссией Астраханского УФАС России была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005) и принято решение N030/06/42-614/2022, которым было установлено следующее: "08.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок (последние изменения от 19.05.2022).
Комиссия рассматривает документы в редакции от 19.05.2022.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, Заказчик в "Описании объекта закупки" установил требования к поставляемому товару.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика был предоставлен паспорт тележки для перевозки больных BL-PC-III, производитель "Цзянсу Юнфа Медикал Экуипмент, Ко., Лтд" Китай, Китайская Народная Республика, инструкция по эксплуатации ванны для пациентов передвижная Mystral, с принадлежностями, Нидерланды, технические параметры каталки медицинской для принятия душа Pacific, Новая Зеландия.
При этом, представленные Заказчиком документы не подтверждает соответствие товара требованиям, установленным им в "Описании объекта закупки".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных производителей каталки медицинской для принятия душа.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пунктам 1,2 части 1, ч. 3статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 данного закона и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
Также, ранее, 21.04.2022 Комиссией Управления была рассмотрена жалоба ООО "Аква" и принято решение N030/06/33-485/2022, в котором было установлено следующее:
"08.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, Заказчик в "Описании объекта закупки" установил требования к поставляемому товару.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика был предоставлен паспорт тележки для перевозки больных BL-PC-III, производитель "Цзянсу Юнфа Медикал Экуипмент, Ко., Лтд" Китай, Китайская Народная Республика.
При этом, представленный Заказчиком паспорт не подтверждает соответствие товара требованиям, установленным им в "Описании объекта закупки", например: по пп.11, 24 "Описания объекта закупки".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных производителей каталки медицинской для принятия душа.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 данного закона и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия выдала 21.04.2022 Заказчику предписание 030/06/33-485/2022 об устранении нарушений.
Между тем, в редакции извещения от 19.05.2022 данные нарушения Заказчиком устранены не были, что нарушает 1 части 2 статьи 42, пункта 1, 2 части 1, ч.3 статьи 33, части 2 статьи 8, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе и образует признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 4.1 ст.7.30 и ч.7 ст. 19.5 КоАП РФ".
Также по результатам рассмотрения жалобы Общества Заказчику 30.05.2022 было выдано предписание N030/06/42-614/2022 согласно которому: "Государственному заказчику - ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005), для чего не позднее 16.06.2022:
1. АО "ЕЭТП" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в запросе котировок;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в запросах котировок, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в запросе котировок, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в запросе котировок.
2. Заказчику:
- привести извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005) в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Управления от 21.04.2022 по делу N030/06/33-485/2022 и разместить соответствующее извещению на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
- назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, дату подведения итогов определения поставщика, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, дате подведения итогов определения поставщика. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок должна быть назначена не ранее чем через 3 дня со дня размещения на Официальном сайте соответствующего извещения о запросе котировок.
3. Заказчику, АО "ЕЭТП", комиссии Заказчика по осуществлению закупок осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Управления от 30.05.2022 по делу N030/06/42-614/2022.
4. Заказчику, АО "ЕЭТП" представить не позднее 16 июня 2022 г. в Астраханское УФАС России подтверждение исполнения предписания от 30.05.2022 по делу N030/06/42-614/2022 в письменном виде или по факсимильной связи (8512) 39-05-80, а также электронной почте to30@fas.gov.ru".
Инспекцией было установлено, что по состоянию на 13.07.2022 Заказчиком предписание от 30.05.2022 по делу N030/06/42-614/2022 не исполнено.
Таким образом, заказчик не исполнил предписание Комиссии по делу N033/06/42-614/2022 от 30.03.2022 надлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, вышеизложенное Комиссия считает необходимым выдать Заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N2 имени братьев Губиных" нарушившим пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005).
2. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N2 имени братьев Губиных" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку каталки медицинской для принятия душа (реестровый N0325300003922000005).
3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 июля 2022 г. N 030/06/99-812/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2022