Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
с участием посредством видеоконференцсвязи в заседании Комиссии Курганского УФАС России:
представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) - Каюмова В.Н., действующего на основании доверенности N 4241 от 22.12.2021 г.,
представителя Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОИМПОРТ" (далее - ООО "ТЕХНОИМПОРТ", Заявитель) - Сухачевой Е.В., действующей на основании доверенности б/н от 17.09.2019 г.,
с личным участием представителя уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области") Колдина А.Н., действующего на основании доверенности N 5 от 16.09.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОИМПОРТ" на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000222003020), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 о "Правилах осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
01.07.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Техноимпорт" (вх. N ЭП-2618) на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000222003020).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает, что ГБУ "КОКБ" нарушены требования законодательства о контрактной системе, которые выразились в том, что Заказчиком установлены такие характеристики товара, которые не соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, так установлена такая характеристика, как антикоррозийная защита каркаса кровати: "электрофоретического типа и методом погружения", данный показатель является технологическим процессом окраски изделия и не относится к характеристикам кровати.
Вторым доводом Заявитель указывает, что ГБУ "КОКБ" установлены следующие ограничения:
- запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе,
- в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Однако ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), Заказчик не установил.
Кроме того, согласно техническому заданию Заказчику требуется кровать больничная код КТРУ 32.50.50.190-00002324, согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002324 (Кровать больничная), данная позиция, по мнению Заявителя, должна применяться Заказчиком, в том числе при закупке товара с кодом ОКПД2 32.50.30.110.
Установлено, что в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110.
Заявитель указывает, что в данном случае Заказчик должен был применить ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении объекта закупки, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка "Кровати больничной", что соответствует наименованию группы Перечня 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, представителем Заявителя был озвучен дополнительный довод, о том, что сформированное и размещенное Заказчиком описание объекта закупки (техническое задание) соответствует товару только одного производителя.
В связи с чем, по мнению Заявителя, в извещении об осуществлении закупки, в том числе, в Описании объекта закупки (техническом задании) указаны требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которые влекут за собой ограничение количества участников аукциона, исключают возможность поставки эквивалентного товара и создают преимущественные условия участия в аукционе хозяйствующим субъектам, руализующим продукцию определенного производителя, что нарушает право Заявителя на участие в аукционе.
Таким образом, Заявитель указывает на нарушения Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной; приостановить определение поставщика до рассмотрения настоящей жалобы по существу; запросить у Заказчика информацию по формированию начальной максимальной цены контракта, а именно: коммерческие предложения с наименованием предлагаемого товара; проверить источники поступления данных коммерческих предложений (электронная почта), выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик вправе детализировать требования к предмету необходимой ему закупки, самостоятельно определяя свою потребность в том или ином товаре.
В совокупности названные статьи Закона о контактной системе, позволяют Заказчику определить в извещении требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в целях достижения заданных результатов, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки (статья 12 Закона о контрактной системе).
Требования заказчика, указанные в извещении к качественным, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам товара Заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми товарами для оказания качественной и своевременной высокотехнологичной медицинской помощи гражданам.
Относительно такой характеристики товара, как антикоррозийная защита каркаса кровати: электрофоретического типа и методом погружения, представитель Заказчика пояснил, что она нужна для необходимой коррозийной устойчивости.
Электрофоретическое покрытие, которое образуется методом погружения, имеет преимущества, поскольку может проникать внутрь профиля каркаса кровати, что позволяет защитить от коррозии не только с внешней стороны, но и с внутренней.
Электрофоретическое покрытие является своего рода грунтовкой (первым защитным слоем до окрашивания), которая обеспечивает высокую степень адгезии поверхности при окрашивании и делает поверхность ударопрочной и износостойкой к механическим воздействиям.
В больничных условиях это позволяет предотвратить повреждение и увеличить срок службы покрытия не только из-за частой санитарной обработки кровати, но и при случайных ударах.
Это в свою очередь, позволяет увеличить срок службы медицинского изделия.
Заказчику, как никому другому, известно, какой товар ему необходим при проведении медицинских манипуляций и лечебного процесса в целом. При описании товара Заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не подтверждает нарушение Заказчиком прав этих лиц, а также ограничение числа участников торгов.
Извещением рассматриваемой закупки по закупаемым позициям установлен код КТРУ 32.50.50.190-00002324 (ОКПД2 - 32.50.50.190) Кровать больничная.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеуказанным, Постановлением N 102 установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Извещением N 0843500000222003020 о проведении рассматриваемой закупки ограничение в соответствии с Постановлением N 102 не установлено.
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ N 145, используемый Заказчиком код КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная" сформирован на основе кода ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Письмом Минфина России от 17.07.2020 N 24-03-07/62427 "О применении ограничений допуска товаров иностранного происхождения при закупке медицинских изделий" отмечено, что Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне.
Следовательно, при выборе кода позиции КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная", ограничения по Постановлению N 102 не распространяются.
На основании вышеизложенного, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлено ограничение в соответствии с Перечнем N 1 Постановления N 102.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, пояснил, что Законом о контрактной системе, не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для Заказчика. Ограничивает усмотрение Заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Во исполнение положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Правительством принято Постановление N 102.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 102 утвержден в том числе перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Заказчиком при формировании описания объекта закупки, был применен код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Указанный код ОКПД2 в Перечне отсутствует.
Как следует из примечания к Перечню, при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, для применения положений Постановления N 102 необходимо, чтобы одновременно соответствовали Перечню как код ОКПД2, так наименование вида медицинского изделия.
Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что выбор подходящего кода ОКПД2, при осуществлении закупки, относится к полномочиям Заказчика.
Кроме того, отмечает, что законодательством о контрактной системе в настоящее время не утверждено какой-либо инструкции или руководства по выбору того или иного кода ОКПД2 при осуществлении закупки, также не утверждено критериев, руководствуясь которыми заказчики имели бы возможность выбрать наиболее подходящий код ОКПД2.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД2 или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Основания проведения внеплановых проверок изложены в части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, так контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания;
4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 23.06.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) ( далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0843500000222003020).
Заказчиком является ГБУ "Курганская областная клиническая больница".
На дату рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
На момент настоящего заседания Комиссии Курганского УФАС России карточка, содержащая проект контракта направлена победителю электронного аукциона (06.07.2022 в 16:55 (МСК+2)) - участнику с идентификационным номером 1.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 200 000 рублей 00 копеек.
Закупка проводится на средства бюджета Курганской области в рамках программы "Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений" на 2022 год федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в рамках реализации национального прооекта "Здравоохранение".
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также довод, заявленный устно в ходе заседания, документы и сведения, представленные Заказчиком и уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (Кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Описанием объекта закупки, размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
При формировании описания объекта закупки Заказчиком применены характеристики из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рассматриваемой электронной процедуре использован код КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная".
По данной позиции в КТРУ приведены следующие характеристики:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Возможность изменения высоты (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
|
Неважно |
|
|
Грузоподъемность (характеристика является обязательной для применения) |
|
Килограмм |
Положение Тренделенбурга/антиТренделенбурга (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
|
Неважно |
|
|
Привод (характеристика является обязательной для применения) |
Электрический |
|
Рентгенопрозрачная спинная секция (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
|
Неважно |
|
|
Тип (характеристика является обязательной для применения) |
Четырехсекционная |
|
Тип регулировки секций (характеристика не является обязательной для применения) |
Гидравлический |
|
Механический |
|
|
Электрический |
|
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены 73 характеристики товара, из которых только 7 в соответствии с КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная", применение дополнительных характеристик обосновано следующим образом: "В связи с отсутствием в КТРУ необходимых Заказчику характеристик товара, при описании объекта закупки, в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Заказчик устанавливает дополнительные требования к товару на основании технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Заявитель в своей жалобе указывает, что в техническом задании установлен показатель 1.9 "Антикоррозийная защита каркаса кровати: электрофоретического типа и методом погружения", по мнению ООО "Техноимпорт", данный показатель является технологическим процессом окраски изделия и не относится к характеристикам кровати.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что положения статьи 33 Закона о контрактной системе, позволяют Заказчику определить в извещении требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в целях достижения заданных результатов, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки.
Из пояснений представителя Заказчика Комиссия сделала вывод, что установление такой характеристики товара - кровати связано в первую очередь со спецификой деятельности учреждения, а именно необходимостью обработки данных изделий для соблюдения санитарных норм и правил в лечебном учреждении.
Такой способ нанесения покрытия обеспечивает высокую степень адгезии поверхности при окрашивании и делает поверхность ударопрочной и износостойкой к механическим воздействиям, что также является значимым для Заказчика.
В больничных условиях это позволяет предотвратить повреждение и увеличить срок службы покрытия не только из-за частой санитарной обработки кровати, но и при случайных ударах.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, о том, что установление такой характеристики товара как "антикоррозийная защита каркаса кровати: электрофоретического типа и методом погружения" является значимым для Заказчика и не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности первого довода Заявителя.
Относительно довода ООО "Техноимпорт" о не применении Заказчиком положений Постановления Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
В извещении о проведении рассматриваемой закупки установлены ограничения и запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
Установлено условие допуска - участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г.
Как уже было установлено Комиссией Курганского УФАС России, Заказчиком во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рассматриваемой закупке использован КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная".
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не применены положения Постановления N 102.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Постановление N 102 принято Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены прилагаемые:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Заказчиком при формировании описания объекта закупки, был применен код КТРУ 32.50.50.190-00002324 "Кровать больничная", проанализировав информацию, содержащуюся в Перечнях, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о том, что данный код отсутствует и в Перечне N 1 и в Перечне N 2.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что поскольку использованный Заказчиком код КТРУ отсутствует в вышеназванных Перечнях, ГБУ "КОКБ" не нарушены положения Постановления N 102.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что второй довод Заявителя является необоснованным.
Относительно довода ООО "Техноимпорт", заявленного представителем Заявителя в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России о том, что сформированное и размещенное Заказчиком описание объекта закупки (техническое задание) соответствует товару только одного производителя.
Комиссия Курганского УФАС России относительно этого довода, отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Принципы соблюдения конкуренции заложены и в Законе о контрактной системе, так в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Требования к товарам, поставка которых осуществляется в рамках рассматриваемой закупки, установлены Заказчиком в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводу Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данным позициям товара соответствуют товары единственного производителя, к тому же являющегося иностранным.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Комиссия Курганского УФАС России также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования, к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи, с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
Комиссией Курганского УФАС России проанализированы документы и сведения, приобщенные к материалам настоящего дела, в том числе заявки участников рассматриваемого электронного аукциона, запрос коммерческих предложений, осуществленный Заказчиком с целью формирования начальной (максимальной) цены контракта, а также ответы хозяйствующих субъектов на этот запрос.
Изучив вышеназванные сведения, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что совокупности всех характеристик, указанных Заказчиком в описании объекта закупки соответствует только одна модель единственного производителя, страной происхождения товара является Китайская Народная Республика.
Данный вывод Комиссии основан на том, что в коммерческих предложениях трех различных хозяйствующих субъектов, а также в заявках двух участников рассматриваемого аукциона в электронной форме указана идентичная информация о производителе и модели больничной кровати, которая планируется к закупке в рамках электронного аукциона (извещение N 0843500000222003020).
Как отмечалось ранее, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что представителем Заказчика, ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии, не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать, в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Кроме того, как следует из устных пояснений представителя Заявителя - ООО "Техноимпорт" является активным участником закупок и поставляет продукцию, в том числе и медицинскую мебель в лечебные учреждения, но это продукция в основном российского производства и ее характеристики не подходят под то описание объекта закупки, которое было размещено в составе извещения N 0843500000222003020.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России установила, что рассматриваемые требования изначально влекут за собой вероятность ограничения количества участников закупки, поскольку ставят их в заведомо невыгодное положение, делая возможность их участия в закупочной процедуре, зависящей от усмотрения и волеизъявления третьего лица. В этой связи возможность такой закупки и последующей поставки товара лечебному учреждению полностью зависит от усмотрения сторонних лиц, что, соответственно, способно привести к ограничению количества участников закупки и ущемлению их прав и законных интересов.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу об обоснованности третьего довода Заявителя, в этой связи жалоба ООО "Техноимпорт" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" нарушение подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Курганская областная клиническая больница" предписание об устранении нарушения.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя комиссии: |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 7 июля 2022 г. N 05-02/88-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022