Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Дельтамед" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - системы маммографичесой рентгеновской стационарной, цифровой (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422003879),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
1. Как следует из доводов жалобы, к поставке требуется система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, в отношении которой установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. При этом в нарушение требований пп. "а" п. 5. Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 заказчиком к закупаемому товару установлены дополнительные требования, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Кроме того, заявитель указывает, что описанию объекта закупки, содержащему в извещении об осуществлении закупки соответствует товар одного производителя АО "РЕНТГЕНПРОМ", что не позволяет предложить к поставке товар иных производителей и влечет ограничение количества участников закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (письмо от 07.07.2022), в которых указал, что закупка маммографа с использованием дополнительных показателей и характеристик обеспечит как приобретение оборудования надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребность заказчика, так и эффективному использованию выделенных бюджетных средств. Исходя из невозможности, закупить медицинское оборудование с учетом имеющихся в КТРУ характеристик в описание объекта закупки, и была включена дополнительная информация к товару с соответствующим обоснованием такой потребности. Начальная (максимальная) цена была рассчитана с учетом дополнительных характеристик к товару. Вопреки утверждению заявителя, характеристикам закупаемого товара соответствует товар как минимум двух производителей ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ", АО "РЕНТГЕНПРОМ".
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия - системы маммографичесой рентгеновской стационарной, цифровой в интересах ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина". Начальная (максимальная) цена контракта 16 336 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 24.06.2022 года была размещена в Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422003879.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 06.07.2022 года на участие в аукционе поступила 1 заявка.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 , с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств далее постановление Правительства Российской Федерации от 10.07. 2019 г. N 878).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Так, аппараты рентгеновские ОКПД 2 -26.60.11.113 включены в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой установливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
Как следует из материалов дела заказчиком в извещении о проведении закупки установлено ограничение на допуска товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
При этом, заказчиком определен код позиции КТРУ по данной закупке - 26.60.11.113-00000089 "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" ( ОКПД 2 -26.60.11.113). Позиция включена в Каталог КТРУ с 01.10.2020, содержит следующее описание:
- максимальное анодное напряжение не менее (характеристика является обязательной для применения) 35 Киловольт;
- штатив (характеристика является обязательной для применения) С-дуга;
- максимальный анодный ток, не менее, мА (характеристика является обязательной для применения) 100;
- автоматизированное рабочее место врача-маммолога (характеристика не является обязательной для применения);
- пластина компрессионная (характеристика является обязательной для применения) для аксиллярных проекций, для биопсии, для прицельной съемки, для съемки с увеличением, для томосинтеза, стандартная;
- наличие устройства для стереотаксической биопсии (характеристика не является обязательной для применения);
- наличие функция томосинтеза (характеристика не является обязательной для применения).
В свою очередь Приложение N 1 к Извещению (описание объекта закупки) содержит следующие требования к закупаемому товару (системе маммографической рентгеновской стационарной, цифровой):
- автоматизированное рабочее место врача-маммолога;
- максимальное анодное напряжение не менее, киловольт 35;
- максимальный анодный ток, не менее, мА100;
- пластина компрессионная: для прицельной съемки, стандартная, штатив С-дуга.
Дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ: вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата: маммограф со снимочным штативом С-образной формы с цифровым детектором на основе сканирующей линейки матричных детекторов, цифровой приемник рентгеновского излучения (ЦПРИ), рентгеновский излучатель с устройством формирования пучка и дополнительным фильтром рентгеновского излучения, рентгеновское питающее устройство (РПУ), снимочный штатив, рентгенозащитная ширма из прозрачного стекла, АРМ рентгенолаборанта с монитором для визуализации изображений, АРМ врача с медицинским монитором для визуализации изображений, офисный лазерный принтер для печати заключений и отчетов, медицинкий термопринтер, сетевое хранилище цифровых снимков.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу частей 5, 6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации, чем и воспользовался в данном случае заказчик.
Однако подпункты "а" и "б" пункта 5 Правила использования каталога ограничивают вышеуказанное право заказчиков. Так, из буквального толкования пункта 5 Правил следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил N 145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Однако, как уже было указано выше в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, при этом заказчик использовал имеющийся код позиции КТРУ и указал дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ, соответствующей предмету закупки.
В связи с чем, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик сформировал описание объекта закупки в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, поскольку установил дополнительные требования к поставке системы маммографичесой рентгеновской стационарной, цифровой, что является нарушением части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок и указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ
2. Довод заявителя относительно того, что описанию объекта закупки соответствует товар одного производителя АО "РЕНТГЕНПРОМ", что не позволяет предложить к поставке товар иных производителей и влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия признает несостоятельным учитывая следующее.
Участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В тоже время учитывая положения части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие что установленные в описании объекта закупки требования соответствуют единственному производителю, а равно не доказано обстоятельство связанное с отсутствием в свободной продаже необходимого к поставке товара и невозможность его приобретения у третьих лиц.
Кроме того, не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют как минимум два производителя, а именно ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ", АО "РЕНТГЕНПРОМ".
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Тюменского УФАС России допущенные заказчиком нарушения части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пп. "а" п. 5 Правил использования каталога, являются существенными. При этом, устранение допущенных нарушений законодательства о контрактной системе возможно, в данном случае, только путем аннулирования закупки.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России в этой связи решила выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки на поставку медицинского изделия - системы маммографичесой рентгеновской стационарной, цифровой.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельтамед" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - системы маммографичесой рентгеновской стационарной, цифровой (0167200003422003879) обоснованной в части установления в описании объекта закупки дополнительных характеристик к закупаемому товару не предусмотренных Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пп. "а" п. 5 Правил использования каталога.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июля 2022 г. N ФКС 072/06/44/112/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022