Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Амега" (вх. 9624 от 01.07.2022), на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирски государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при определении поставщика путем проведения закупки N 0301100049622000209 "Поставка медицинских изделий (генераторы электрохирургической системы) для нужд Клиники БГМУ".
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно аукционная комиссия рассмотрела заявки не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301100049622000209.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В соответствии с пп. а п.1 ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Требования к функциональным и техническим характеристикам |
Ед. изм. показателя |
Наличие требуемой функции или требуемая величина показателя |
Генератор электрохирургической системы |
шт |
2 |
Работающий от сети (сети переменного тока) компонент электрохирургической системы, предназначенный для генерации радиочастотного электрического тока для последующего разрезания и коагуляции мягких тканей во время эндоскопической или открытой хирургической операции; изделие не предназначено для фокальной абляции конкретных тканей (т.е., это не генератор системы радиочастотной абляции). Включает элементы управления, может включать блок отвода хирургического дыма, и предназначается для подсоединения при помощи кабеля к электрохирургическому держателю и электроду (которые не относятся к данному виду); изделие не предназначено для использования в аргон-усиленной электрохирургии. | ||
Область применения генератора |
|
Применяется при открытых и эндохирургических операциях во всех областях хирургии |
Степень защиты: |
|
|
Класс защиты |
|
Не менее 1 |
Тип защиты |
|
Не менее CF |
Язык меню дисплеев генератора |
|
русский |
Тип дисплея |
|
Активный сенсорный или цветной TFT |
Суммарное количество режимов |
шт. |
Не менее 12 |
Общее количество выходов для подключения инструментов |
шт. |
Не менее 4 |
Функция управления уровнем громкости аппарата с передней панели |
|
Наличие |
Функция автоматического сохранения настроек аппарата в момент выключения |
|
Наличие |
Быстрое восстановление с помощью отдельной кнопки |
|
Наличие |
Количество педальных переключателей присоединяемых к аппарату для управления режимами во время эндохирургических операций |
шт. |
Не менее 2 |
Функция автоматического распознавания подключаемых инструментов |
|
Наличие |
Автоматическая конфигурация меню |
|
Наличие |
Максимальная мощность в биполярных режимах |
Вт |
Не более 144 |
Максимальная мощность в режиме чистого резания |
Вт |
Не более 300 |
Максимальная мощность в режиме коагуляции |
Вт |
Не более 144 |
Максимальная мощность в режиме биполярного резания |
Вт |
Не более 200 |
Максимальная мощность в режиме биполярного электролигирования |
Вт |
Не более 360 |
Диапазон сопротивления |
Ом |
Не менее (5-135) |
Система мониторинга площади контакта нейтрального электрода с кожей пациента |
|
Наличие |
Величины сопротивления, при котором производится остановка воздействия при контакте к тканям в автобиполярном режиме |
Ом |
Не более 4000 |
Диапазон напряжения |
В |
Не более (130-4950) |
Соотношение периода воздействия при связке сосудов в диапазоне |
|
от 1:5 до 1:4 |
Максимальное напряжение связки сосудистой ткани в диапазоне |
В |
от 180 до 250 |
Максимальный диаметр доступных для биполярного лигирования артерий, вен, прядей ткани, лимфатических структур |
мм |
Не более 7 |
Частота тока |
кГц |
Не менее 385 |
Синхронная работа с блоком подачи газа (аргон) |
|
Наличие |
Синхронная работа с блоком отсасывателя хирургического дыма |
|
Наличие |
Адаптивная система слежения за возвратным электродом для предотвращения ожогов |
|
Наличие |
Амперметр в биполярном режиме для точного определения уровня коагуляции |
|
Наличие |
Диаметр разъема лапароскопических инструментов совместимых с соединительным шнуром аппарата |
мм |
Не более 4 |
Интеллектуальный опрос возвратного электрода |
|
Наличие |
Диапазон частоты опроса |
кГц |
Не более (60-85) |
Ток опроса |
мкА |
Не более 110 |
Максимальный диапазон определения сопротивления |
Ом |
Не менее (0-150) |
Взаимодействие с электродами с эквипотенциальным кольцом |
|
Наличие |
Регулировка мощности из стерильного поля в монополярных режимах |
|
Наличие |
Использование запрограммированых установок мощности и/или ручной выбор параметров |
|
Наличие |
Одновременная активация 2х подключенных инструментов в режиме монополярной коагуляции |
|
Наличие |
Звуковое сопровождение активации режимов |
|
Наличие |
Звуковые сигналы ошибок пользователя |
|
Наличие |
Вывод на экран информации об ошибках способах их устранения на русском языке |
|
Наличие |
Разрешение FDA на биполярное лигирование артерий и вен, прядей ткани, лимфатических структур |
|
Наличие |
Система распознает сопротивление ткани в месте контакта с инструментом и подстраивает выходные характеристики тока |
|
Наличие |
Комплектация: |
|
|
Генератор электрохирургический |
|
Наличие |
Кабель сетевой |
|
Наличие |
Ножной переключатель |
|
Наличие |
Комиссией установлено, что Реуцкий А. Г. заполнил заявку в соответствии с инструкцией по заполнению заявок.
Следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания отклонить заявку Реуцкого А. Г.
Таким образом, конкурсная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
Согласно ст.14.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Заявитель на заседании комиссии представил документы и инструкцию на товар BOWA ARC R модель: ARC 400. Из представленных документов было установлено следующее:
Технические требования заказчика |
Данные по BOWA ARC R, модели: ARC 400 из проекта контракта https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/rpec/documents.html?regNumber=03011000496220002090001 и с официальной инструкции производителя BOWA ARC R |
||
N п/п. |
Требование описания ОЗ Заказчика |
Проект контракта |
Фактическое значение |
6. |
Общее количество выходов для подключения инструментов - не менее 4 шт. |
5 шт. |
4 шт. (5 разъем является разъемом для электрода, а не разъемом инструментов) (стр. 21-22 инструкции) |
12. |
Максимальная мощность в биполярных режимах - не более 144 Вт |
120 Вт |
400 Вт (стр. 116 инструкции) (Макс. мощность BIPOLAR) |
13. |
Максимальная мощность в режиме чистого резания - не более 300 Вт |
300 Вт |
400 Вт (стр. 116 инструкции) (Макс. мощность MONOPOLAR) |
23. |
Частота тока - не менее 385 кГц |
1 000 кГц |
350 кГц (стр. 116 инструкции) (Выходная частота 350 кГц / 1 МГц) |
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации (статья 14.1 Закона), а также путем введения в заблуждение (статья 14.2 Закона).
При разграничении указанных составов недобросовестной конкуренции следует учитывать, что статьей 14.1 Закона о защите конкуренции охватывается распространение недостоверных (ложных, неточных или искаженных) сведений хозяйствующим субъектом в отношении конкурентов, а статьей 14.2 Закона о защите конкуренции - в отношении своей собственной деятельности и (или) своих товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона о защите конкуренции, установлено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, его пригодности для определенных целей, а также введение в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества и количества товара.
Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассмотренной ситуации заявка содержала недостоверные сведения. Действия победителя по представлению недостоверных сведений относительно характеристик товара направлены на получение необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, потенциально претендовавшими на заключение договоров, что свидетельствует о нарушении победителем требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Указанный вывод не противоречит вектору правоприменительной практики, в частности Верховный суд РФ в пункте 11 своего обзора судебной практики утвержденной Президиумом ВС РФ от 16.05.2018 года придерживался идентичной позиции.
Вследствие своего недобросовестного поведения, нарушив нормы Закона о защите конкуренции, Победитель, действуя осознанно, в обход действующего Законодательства, представил заведомо недостоверные сведения о товаре с целью осуществления участия в закупке.
Пунктом 9.2. Письма ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" установлено, что статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Предоставление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п.11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года No 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года).
Следовательно, в действиях Реуцкого А.Г. усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
Таким образом, комиссия принимает решение передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях участника признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая, что участник закупки Реуцкий А.Г. представил недостоверные сведения о товаре, которые в свою очередь повлияли на определение поставщика, результаты закупки подлежат пересмотру.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Жалоба ООО "Амега" на действия комиссии по осуществлению закупок признается необоснованной.
2. В действиях Реуцкого А.Г. усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
3. Заказчику выдать предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 июля 2022 г. N ТО002/06/105-1221/2022 (ключевые темы: недобросовестная конкуренция - защита конкуренции - участники закупок - введение в заблуждение - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022