Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан" (вх. 9765 от 05.07.2022) Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения закупки N 0801200000122000106 "Поставка оборудования видеонаблюдения для объекта "Строительство детской поликлиники на 300 посещений в смену в г. Баймак" (национальный проект "Здравоохранение")".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения Извещения размещены с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801200000122000106.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в Извещении не установлен код КТРУ для закупаемого товара.
Согласно ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссией установлено, что Заказчик применил код ОКПД2 26.40.51.000; 26.40.34.110; 26.40.33.110.
В соответствии с п.7. Правил КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании комиссии Заказчик представили сравнительную таблицу, из которой следует, что под совокупность требований Технического задания соответствуют товары как минимум 2-х производителей.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что описание объекта закупки ГКУ УКС РБ проводилось в соответствии с проектно-сметной документацией и подтверждается письмом ООО ПИ "Башкиргражданпроект" (генеральный проектировщик рабочей документации), в котором был указан перечень технических и функциональных характеристик оборудования, необходимых для обеспечения совместимости и работоспособности оборудования, поставляемого по различным источникам финансирования и разными организациями. Требования КТРУ не позволяют описать объекты закупки, необходимые к поставке, в объеме, обеспечивающем требуемый уровень технического и функционального обеспечения объекта, а также требования о совместимости смежного оборудования и об обеспечении работоспособности системы в целом.
На участие в электронном аукционе подано 7 (семь) заявок.
Заявитель, не представил достаточных доказательств обоснованности довода жалобы.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не установил запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236.
Согласно ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, при этом Объектом закупки являются камеры видеонаблюдения, которые имеют характеристики, для которых необходимо встроенное программное обеспечение в камере видеонаблюдения.
Согласно пояснениям Заказчика, в ходе поставки Объекта закупки программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения государственного контракта, в связи с чем оснований для применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имеется.
Заявитель указывает, что камера видеонаблюдения, как и любая ЭВМ, в своем составе имеет: вычислительное устройство (процессор), производит первичную обработку видеосигнала: корректирует яркость, цветность, контрастность изображения, а также улучшение видеосигнала: цифровое шумоподавление, компенсацию встречной засветки, компенсацию теней по краям кадр, автоматическое регулировку освещенности и усиления сигнала, сжатие аудио- и видео-потока. оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) - служит для хранения временных данных, и данных, с которыми в текущий момент работает вычислительное устройство. Так же, IP-камеры имеют видеобуфер, это часть ОЗУ, зарезервированная для записи и временного хранения видеокадров. Информация в видеобуфере обновляется циклически, то есть, новый кадр записывается вместо самого старого.
- постоянное запоминающее устройство (BIOS, SD-карты и др), отвечающее за хранение и функционирование программного обеспечения камеры, а так же в случае необходимости- хранение обработанного видеоизображения и аудиоданных.
Таким образом, камера видеонаблюдения захватывает видеоизображение и звук, производит его оцифровку, обрабатывает полученный видеосигнал, выполняет его программную обработку (яркость, контрастность, убрать шумы, произвести упаковку), осуществляет постоянное хранение и его передачу в цифровом виде для дальнейшего отображения или хранения, а так же в случае возникновения тревожных ситуаций передаёт сигнал системе контроля и управления безопасностью.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что камера видеонаблюдения является электронно-вычислительной машиной со встроенным программным обеспечением. В свою очередь, Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержит сведения о указанном выше в классификаторе (01.03). Также заявитель обращает внимание на то, что согласно выписки из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных функциональными характеристиками данного программного обеспечения является обработка видеопотока, обработка звукового потока, работа с переферией (объектив, инфракрасная подсветка, инфракрасная шторка), кодироване потоков, подключение к устройствам по стандартам Onvif, работа по протоколу SNMP, т.е данное ПО предназначено для выполнение устройством (видеокамерой) предопределенных задач.
Согласно Извещению, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии Постановлением N 1236 в Извещении не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссией установлено, что Заявитель ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан" подало заявку на участие в закупке.
Следовательно, Заявитель согласился на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 июля 2022 г. N ТО002/06/106-1229/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022