Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствие представителей по доверенности:
от Заказчика- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области "Лужская санаторная школа-интернат":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Тандем", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8339 от 29.06.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку одежды для воспитанников учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 053 860,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В доводах жалобы Заявитель оспаривает положения инструкции по заполнению заявки.
Комиссия установила, что в Приложении N 1 ТЗ прописано: "Куртка демисезонная. Тип 3" установлены, в том числе требования:
Рукав прямой. Присутствуют настроченные светоотражающие элементы небольшого размера: полоски, кант, фигурки (на груди или рукавах).
Также, указано следующее:
"Заказчик, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, устанавливает варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика). Установление показателей (характеристик), для которых указаны варианты значений, обусловлено наличием вариативных свойств товара, которые соответствуют потребностям заказчика и/или техническим регламентам".
Также, в пункте 5 инструкции установлено: "в случае установления требований, для которых указаны варианты значений и Заказчиком используются союзы "либо", "или", разделяющие требуемые значения характеристик товаров, участник закупки в предложении участника закупки в отношении объекта закупки должен указать одно значение показателя из представленных, каждый из указанных в требованиях вариантов значений удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями поставляемого товара и потребностью заказчика), если иное не предусмотрено настоящей инструкцией"
Из вышеуказанного положения следует, что требования к значениям показателей перечисленные через союз "или" требуют выбора, но имеют место исключения и они предусмотрены инструкцией.
Также, в инструкции для вариантов значений установлено: "В случае установления в техническом задании, требований к вариативным значениям показателей (характеристик) товаров в круглых скобках (_), данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться независимо от используемых слов, словосочетаний, символов, знаков.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что Заявитель должен был указать: "Рукав прямой. Присутствуют настроченные светоотражающие элементы небольшого размера: полоски, кант, фигурки (на груди или рукавах)". Данное требование является приоритетным относительно других требований. Это положение инструкции является частным конкретизирующим случаем, так как содержит дополнительное условие - наличие круглых скобок и не противоречит другим положениям инструкции. Также, в период подачи заявок - запросов от участников о разъяснении положений документации по позиции, упомянутой в жалобе не поступало.
Заявитель оспаривает следующее положение Приложении N 1 ТЗ: "Куртка демисезонная. Тип 2" установлены, в том числе требования:
Куртка для девочек демисезонная для девочек, должна быть с верхом из полиэстеро-нейлонового, полиэстерового волокна с пропиткой "антивлага", на подкладке из смешанной ткани. Материал верха: не менее 90% полиэстера.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что в пункте 52 допускаются к поставке изделия из двух видов материала, как это правильно отметил Заявитель: полиэстеро-нейлоновое волокно и полиэстеровое волокно. Соответственно, в требовании "В составе материала верха: не менее 90% полиэстера" нужно было указать состав компонентов для двух вариантов ткани, например: "В составе материала верха: материал полиэстеро-нейлоновый - 90% полиэстера и 10% нейлона, материл полиэстеровый - 100% полиэстер".
При установлении заказчиком требования к значению показателя с использованием знаков и слов ",", "/", "и", потребностям Заказчика удовлетворяют все варианты таких значений, и участник закупки в заявке должен указать все значения показателя и в отношении каждого предоставить сведения о показателях качества, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией. В случае установления такого требования участнику закупки необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями (характеристиками) для каждой разновидности товара. Форму представления сведений по таким товарам участник закупки выбирает самостоятельно".
Также, в 6 пункте инструкции приведено правило представления сведений для нескольких типов/марок материала, с примерами: "Если требования установлены к нескольким видам (типам, маркам и т.д.) материала (товара), участнику следует указать значения показателей для каждого вида (типа, марки и т.д.) материала (товара), например: требуется "марка должна быть а и б", "исполнение должно быть 1 или 2 или 3 или 4" при этом согласно нормативному документу: марке, а соответствует исполнение 1 или 2, а марке б соответствует исполнение 3 или 4. Тогда участнику в своей заявке по показателю "исполнение" необходимо указать, например, "для марки а - исполнение 1, для марки б - исполнение 3". Если будет указано лишь одно значение, комиссия при проверке заявки будет учитывать, что данное значение идентично для всех перечисленных требований, показателей. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.
Также, Заказчик отметил, что в период подачи заявок - запросов от участников о разъяснении положений документации по позиции, упомянутой в жалобе не поступало. Также, Комиссия отмечает, что к участию в электронном аукционе было допущено три заявки, Заявитель жалобы заявки не подавал. Следовательно, инструкция по заполнению заявки составлена должным образом и в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссия пришла к выводу, что доводы жалобы являются необоснованными.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тандем" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 июля 2022 г. N 047/06/42-1908/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022