Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Тисло Д.А., извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8552 от 05.07.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на приобретение, установка и оборудование детских игровых площадок и спортивных площадок на территории г. Гатчины в 2022 году.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 12.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 949 737,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В первом доводе жалобы Заявитель оспаривает установленные требования к конкретным значениям характеристик поставляемых товаров.
Комиссия установила, что в Приложении N 1 Описания объекта закупки установлено, что отклонение от установленных размеров должно быть не более 3%.
Согласно инструкции Заказчика по заполнению конкретных значений характеристик: "Если при установлении требований к значениям показателей заказчик использовал слова "не более", участник закупки при заполнении заявки на участие в аукционе может указать значение, не превышающее максимальное значение, приведенное заказчиком, либо указать приведенное заказчиком максимальное значение."
Заявитель полагает, что участники не способны указать конкретное значение для данного показателя, так как могут не иметь товара в наличии и соответственно не знать, на сколько процентов присутствует отклонение размеров от установленных документацией.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что он установил требование указать при заполнении заявки на участие в аукционе отклонение от установленных размеров и установил предельное значение такого отклонения, поскольку именно это значение отклонения (3 %) ещё соответствует потребностям заказчика. Увеличение либо уменьшение размеров более чем на 3 % затрудняет использование оборудования для игры или для физических упражнений. Кроме того, увеличение габаритных размеров оборудования более чем на 3 % приводит к увеличению необходимых зон безопасности оборудования, а это недопустимо, поскольку предусмотренная контрактом площадь каждого из оснований детских и спортивных площадок ограничена.
Для указания величины отклонения от установленных размеров товара участнику закупки не требуется иметь товар в наличии, не требуется проводить испытания товара или его составных частей. Также запросов на разъяснение положений этого раздела требований к товарам не поступало.
Комиссия пришла к выводу, что первый довод жалобы является необоснованным, так как положение Описания объекта закупки "отклонение от установленных размеров должно быть не более 3%" не противоречит Закону о контрактной системе.
Во втором доводе жалобы оспариваются положения установленных требований к конкретным значениям характеристик поставляемых товаров.
Комиссия установила, что в Приложении N 1 Описания объекта закупки установлено, что нижняя граница диапазона температур, в котором может эксплуатироваться товар, должна быть не выше - 45°С.
Согласно инструкции Заказчика: "Если при установлении требований к значениям показателей заказчик использовал слова "не выше", участник закупки при заполнении заявки на участие в аукционе может указать значение, не превышающее максимальное значение, приведенное заказчиком, либо указать приведенное заказчиком максимальное значение".
Заявитель отмечает, что неясно, какое значение требуется указать в заявке - значение не более по модулю или число, которое будет не более по номинальному значению.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что требования в части диапазона температур относятся к значению самой физической величины - температуры, порядок измерения которой установлен Международной системой единиц. Международная система единиц предусматривает возможность измерения температуры по шкале Цельсия, и, если сравнивать два отрицательных значения температуры в градусах Цельсия, больше будет то значение, которое по модулю меньше (например, значение температуры -44°С больше (выше) чем значение температуры -45°С).
Таким образом, если нижняя граница диапазона должна быть не выше -45°С, то участник закупки в заявке вправе указать значение нижней границы -45°С и ниже (например, -46°С) и не вправе указать -44°С. Любая другая интерпретация требований к значениям температуры не соответствует Международной системе единиц измерения.
Комиссия пришла к выводу, что довод жалобы является необоснованным, так как требования к конкретным значениям характеристик поставляемых товаров указаны корректно.
В третьем доводе жалобы оспариваются положения установленных требований к конкретным значениям характеристик поставляемых товаров.
Комиссия установила, что в Приложении N 1 Описания объекта закупки установлено: "Комплектация: большая башня с крышей, горка, две лестницы; шведская лестница, шест - змейка, сетка преграда".
Заявитель отмечает, что инструкция Заказчика не поясняет значение символа ";", что приведет к двутолкованиям со стороны участников закупки. Участники должны либо интерпретировать требование как перечисление значений которые должны быть указаны в полном объеме, или как символ, имеющий значение "или".
В части установленного заказчиком требования "Комплектация: большая башня с крышей, горка, две лестницы; шведская лестница, шест- змейка, сетка преграда" участник закупки мог руководствовать следующим положением инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "В случае установления показателей, значения которых не могут изменяться, участник закупки при заполнении заявки на участие в аукционе указывает сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания (без изменений)".
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком надлежащим образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе позволяет предоставить все необходимые сведения однозначным и понятным образом, никоим образом не вводит участников закупки в заблуждение, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тисло Д.А. необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2022 г. N 047/06/42-1967/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022