Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация Сусанинского сельского поселения Гатчинского муниципального района
в отсутствие представителей от Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8551 от 05.07.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству и ремонту дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "Сусанинское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области с поставкой товаров.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 031 489,23 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно первому доводу жалобы, Комиссия установила, что в Приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона содержится Приложение N 2 к Техническому заданию, в котором установлены требования к конкретным значениям показателей поставляемых товаров на основании стандартных показателей "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТР Р 52290-2004).
Согласно таблице Д.8 ГОСТР Р 52290-2004 размеры прямоугольных знаков обозначаются буквами Н и В:
Размеры знака (см. рисунок Д.8)
Размеры в миллиметрах
Номер знака |
Типоразмер |
Н |
В |
r |
1.4.1 - 1.4.6, 6.22, 8.1.3, 8.1.4, 8.2.2 - 8.11, 8.14 - 8.21.3, 8.24 - 8.26 |
I |
300 |
600 |
45 |
II |
350 |
700 |
||
III |
450 |
900 |
||
5.7.1, 5.7.2, 5.23.2, 5.24.2, 6.14.2 - 6.16, 6.18.1 - 6.18.3 |
II |
350 |
1050 |
|
III |
450 |
1350 |
||
5.15.1, 5.15.3, 5.15.7, 5.15.8 |
II |
700 |
1400 |
|
III |
900 |
1800 |
||
6.13 |
II |
200 |
300 |
|
III |
350 |
450 |
||
6.14.1 |
II |
350 |
700 |
|
6.21.1, 6.21.2 |
II |
350 |
1050 |
|
8.1.1, 8.2.1, 8.12 |
I |
300 |
600 |
|
II |
350 |
700 |
||
III |
450 |
900 |
||
IV |
600 |
1200 |
Комиссия установила, что в Приложении N3 содержится инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях товаров, соответствующих значениям, установленным техническим заданием для предоставления в составе заявки (далее - Инструкция).
Согласно Инструкции:
- Конкретные значения всегда указываются для всех геометрических показателей товара, размеров, площади, объёма (за исключением случаев регулируемых размеров, на возможность регулировки которых указано в документации), массы товаров, количества, марок, точности, сортов, классов;
- в случае если значение показателя находится в заданном заказчиком с помощью символа "-" (тире) интервале, и если значение показателя параметра заказчиком определяется как конкретное, участник указывает конкретное значение соответствующего параметра предлагаемого товара из указанного интервала, крайние значения принадлежат к числу возможных значений.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения в действиях Заказчика, так как для товара п.8 "Знаки дорожные тип 8" установлено требование: "Размеры (НхВ): 300- 350х600-700 мм" в соответствии с положениями ГОСТР Р 52290-2004 и Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу, Заявитель указывает на требование "Размеры (НхВ): не менее 300х600 мм" к товару п.10 "Знаки дорожные тип 10". По мнению Заявителя, данное требование может ввести в заблуждение потенциальных участников, так как в Инструкции не указано для каких значений\значения установлено требование "не менее".
Комиссия находит вышеуказанные доводы обоснованными, так, Приложение N 2 содержит таблицу с техническими характеристиками в котором указаны товары в том числе следующие характеристики:
- по Поз.10 Знаки дорожные тип 10: "Вид знака дорожного: знак дорожный. Площадь знака дорожного: < 5 Квадратный метр. Тип знака дорожного: С световозвращающей поверхностью. Тип световозвращающей пленки знака дорожного: Б\В. Типоразмер знака дорожного: до III. Знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004. Знаки должны быть предназначены для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения. Все детали и сборочные единицы знаков, должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Основание должно быть выполнено из оцинкованной стали толщиной от 0,7 мм. Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время. Дополнительные ребра жесткости: требуются. Для закрепления дорожного знака основание должно быть оснащено специальным креплением типа язычок. Требуется знак дополнительной информации, прямоугольный. Должен обозначать зону действия. Должен указывать протяжённость опасного участка дороги, обозначенного предупреждающими знаками/зону действия запрещающих и информационно-указательных знаков. Размеры (НхВ): не менее 300х600 мм. Отклонения линейных размеров каймы, символов, букв и цифр изображений знаков не должны превышать 1 мм. Отклонения линейных размеров поля знаков не должны превышать
1 мм. В комплекте требуется стойка дорожного знака с характеристиками: Вид: Неэлектрифицированный. Высота опоры:
5000 и < 6000 Миллиметр. Тип: Металлический (М). Тип по травмобезопасности: Обычный. Стойка должна быть выполнена из трубы стальной бесшовной или электросварной прямошовной. Точность изготовления: обычная или повышенная. Наружный диаметр: не менее 76 мм. Толщина стенки не менее 3,0 мм. Масса: не более 46,75 кг. Требования к материалу изготовления: должна применяться углеродистая или легированная сталь плотностью не менее 7,85 г/см3. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, рванины и закаты. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 8731-74 или ГОСТ 10705-80, ГОСТ 10704-91 или ГОСТ 8732-78. В комплекте требуется фундаментная опора для установки стойки, с характеристиками: Фундаментная опора для дорожного знака. Бетонное изделие, имеющее форму усеченной пирамиды. Должна быть предназначена для установки, как постоянных, так и временных дорожных знаков. В блоке требуется труба металлическая в качестве закладной, которая должна быть предназначена для монтажа стойки наружным диаметром не менее 76 мм вместе с дорожным опознавательным знаком. Габаритные размеры (ДхШхВ): 500-600х500-600х300-320 мм."
Комиссия установила, что среди прочего имеется требование "Размеры (НхВ): не менее 300х600 мм".
Инструкция содержит следующее положение: В случае если Заказчиком установлены требования к значению показателя со словами (в любом склонении), словосочетаниями, предлогами и символами: "не менее", "", "не ниже", "не уже", "не <", "не ранее", "с", то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленного Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия выявила, что данное правило не вызывает затруднений, когда данное правило применяется к тем характеристикам, когда после требования "не менее" имеется одно значение (Наружный диаметр: не менее 76 мм. Толщина стенки не менее 3,0 мм), однако данное требование не содержит не пояснений в инструкции когда имеется 2 значения (не менее 300х600 мм), то есть инструкция не указывает для какого значения установлено требование "не менее" и каким образом действовать участнику.
С одной стороны, Заказчик требует, указывалось значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, с другой стороны сам Заказчик использует в инструкцию единственное число, и не предусматривает случаев двух значений.
Таким образом, в Приложении N2 и Инструкции Заказчика требования в отношении товаров, требуемого заказчику сформулированы таким образом, что участникам и контролирующему органу необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела обоснования установления указанных показателей (характеристик) в описании объекта закупки, являющаяся компонентом товара.
Таким образом включение в извещение излишних требований к характеристикам товара, а именно, включение в аукционную документацию описания, например, "должна применяться углеродистая или легированная сталь плотностью не менее 7,85 г/см3", "Фундаментная опора для дорожного знака. Бетонное изделие, имеющее форму усеченной пирамиды" и т.д. без соответствующих обоснований в извещении, носит избыточный характер и формирует узконаправленных исполнителей, Комиссия отмечает, что объект закупки не поставка стали и фундамента, в свою очередь подобная описание приводит к ограничению количества участников закупки.
Более того, Комиссия внимательно ознакомилась с Инструкцией на участие в аукционе и выявляет, что они не содержит однозначного порядка предоставления сведений о показателях (характеристиках) для всех товаром товара.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тисло Данил Андреевич обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2022 г. N 047/06/42-1968/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022