Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "БИОПРОМ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" (извещение N 0348500001822000126 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим извещение о проведение Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 9 200 000,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 01.07.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено Описание объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В".
В Описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлено следующее:
"2. Количество поставляемых услуг и их объемы:
2.3 Предоставление одноразовой, многоразовой тары и упаковки для обращения с медицинскими отходами (одноразовые пакеты, многоразовые баки, одноразовые контейнеры для острого инструментария) согласно приложению N2 к Описанию объекта закупки и СанПиН 2.1.3684-21:
Предоставляемое оборудование и многоразовая тара
N п/п |
Наименование |
Единица измер. |
Кол-во |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
1 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N1 , холодильного оборудования Модель N1 (согласно приложению N1 к описанию объекта закупки "Технические требования к моделям N1 и N2 (НХС)") |
Шт. |
38 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
2 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N2, холодильного оборудования Модель N2 (согласно приложению N1 к описанию объекта закупки "Технические требования к моделям N1 и N2 (НХС)") |
Шт. |
64 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
3 |
Ведро в автомобили скорой медицинской помощи |
Шт. |
879 |
|
5. Условия оказания услуг:
5.1. Поставка Оборудования должна производиться на объект организации Заказчика в соответствии с Приложением N2 к Описанию объекта закупки), автомобильным транспортом Исполнителя, с заносом на этаж и в помещение для дальнейшей установки и сдаче в эксплуатацию.
5.2. Размещение Оборудования производится в помещении приема и временного хранения необеззараженных медицинских отходов классов "Б" и "В" (или ином месте, подготовленном Заказчиком)".
На заседание Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Технология накопления опасных медицинских отходов в необеззараженном состоянии, прописанная в СанПиН 2.1.3684-21 п 174 в случае если на административной территории медицинского учреждения, принята централизованная схема по обращению с медицинскими отходами. Данная схема имеет и свои минусы. Специализированное холодильное оборудование является весьма дорогостоящим, а вывоз отходов обходился бы еще в сопоставимые суммы расходов. Но главное риски при закупке такого оборудования которые приходилось бы нести, это риски изменений в законодательстве по обращению с медицинскими отходами, которые не возможно предсказать и с большой вероятностью оборудование присутствующее на рынке, которое может закупить Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения Московской обл. "Московская Областная Станция Скорой Медицинской Помощи" может не соответствовать нормам через несколько лет и прийти в негодность, соответственно деньги будут потрачены неэффективно.
Пояснение по поводу изменений в санитарные правила: В связи с напряженной эпидемиологической ситуацией уже в течение 2021-2022 года Санитарные правила менялись и уже публикуются возможные новые изменения. Так же Правительством Московской Области обсуждается введение единого оператора по обращению с медицинскими отходами, что в свою очередь приведет к смене технологий работы.
Так же есть особенность в том что при использовании подобного оборудования необходимо особенно подбирать подходящие расходные материалы, что бы они помещались внутрь и оператор вывоза имел специализированный холодильный транспорт (СанПиН 2.1.3684-21).
Для определения оптимальной схемы работы, сотрудники Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской обл. "Московская областная станция скорой медицинской помощи" обратились к опыту других медицинских учреждений. Из всех возможных способов, была определена наиболее выгодная схема работы с медицинскими отходами. Специалисты Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения Московской обл. "Московская областная станция скорой медицинской помощи" обнаружили существование на рынке предложения по комплексной услуге по обращению с медицинскими отходами, которая была не только экономически выгодной, но и позволяла создать для медицинских учреждений схему замкнутого цикла, что позволяло добиться максимальной безопасности персонала и эпидемиологической безопасности внутри и вне медицинского учреждения.
В комплексную услугу выходила поставка холодильного оборудования на время действия контракта, многоразовой тары, подходящих под требования расходных материалов (упаковочной тары для медицинских отходов) и вывоз специализированным оборудованием, причем очень важно что все компоненты данной услуги подобраны максимально взаимосочетаемыми : удобно и безопасно в использовании для персонала.
Обращение с медицинскими отходами нормируются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 164, 165, 168, 174 и 183 сбор, временное хранение и вывоз отходов выполняется в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в организации. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями санитарных правил и утверждается руководителем организации исходя из ее потребностей.
Действующий СанПиН 2.1.3684-21 позволяет медицинским организациям выбрать один из трех вариантов работы с медицинскими отходами:
Обезвреживание отходов в местах их образования, их измельчение и вывоз на полигон как отходы класса А.
Замачивание отходов в дезинфицирующих средствах и вывоз отходов для утилизации на ежедневной основе, причем вопрос о необходимости измельчения не определен.
Накопление медицинских отходов в специализированных холодильниках/морозильниках и вывоз их для утилизации при организации централизованной схемы обращения с отходами
В зависимости от схемы работы утвержденной в медицинском учреждении, оно проводит закупку соответствующей услуги:
Закупка оборудования для обезвреживания отходов и их измельчения. Закупка услуги по захоронению отходов на полигоне
Закупка дезинфицирующих средств, оборудования для обеззараживания и закупка услуги по вывозу отходов и их утилизации
Закупка комплексной услуги по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации отходов класса "Б" и "В".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В Требовании к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению установлено следующее:
"2) ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к содержанию и составу заявки подобным образом противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИОПРОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4.Передать материалы дела от 07.07.2022 N 050/06/105-24131/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 июля 2022 г. N 050/06/105-24131/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022