Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в заседании Комиссии:
- "_", контрактный управляющий Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" (посредством использования видеоконференцсвязи),
- ИП "_", по паспорту,
рассмотрев обращение (вх. N 2823 от 07.07.2022 года) Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя "_", в связи с уклонением от заключения муниципального контракта по итогам электронного аукциона N 0312300056922000021 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг, Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение было подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила), в связи с чем было принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 08.07.2022 года N 177 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300056922000021.
На заседании Комиссии представитель муниципального заказчика пояснила, что независимая гарантия, представленная участником закупки, была размещена в реестр независимых гарантий после принятия заказчиком решения о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
ИП "_" пояснил, что умысла уклонения от заключения контракта не имеет, при подписании проекта контракта ошибочно прикрепил проект независимой гарантии.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-60/2022, а также выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.06.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000021 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг, начальная (максимальная) цена контракта - 11 086 996,80 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312300056922000021 от 27.06.2022 года на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка (ИП "_"), которая аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0312300056922000021.
Согласно протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 07.07.2022 года участник закупки - ИП "_" признан уклонившимся от заключения муниципального контракта в связи с представлением независимой гарантии, несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе 2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из информации, представленной оператором электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" (вх. N 2849 от 11.07.2022 года):
- 27.06.2022 года в 12:11 часов - заказчиком отправлен на подпись участнику закупки - ИП "_" проект контракта;
- 04.07.2022 года в 18:38 часов - участником закупки - ИП "_" подписан проект контракта и прикреплен файл "обеспечение исполнения контракта";
- 07.07.2022 года в 13:14 часов - участник закупки - ИП "_" признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 07.07.2022 года участник закупки - ИП "_" признан уклонившимся от заключения муниципального контракта, в связи с тем, что представленная независимая гарантия не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно в ней отсутствует подпись и печать банковской организации.
Указанный протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 07.07.2022 года заказчиком размещен в ЕИС 07.07.2022 года в 17:11 часов.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, участником закупки - ИП "_" представлена независимая гарантия без подписи и печати банковской организации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 своего Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 года указал, что неисполнение требований Закона о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России изучив материалы дела N 017/06/104-60/2022 с учетом пояснений лиц, участвующих в заседании Комиссии, приходит к выводу, что в действиях (бездействии) ИП "_" отсутствует недобросовестное поведение (ошибочное прикрепление проекта независимой гарантии при его наличии в реестре независимых гарантий).
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков ИП "_", поскольку в его действиях отсутствует злостное и умышленное намерение уклонения от подписания муниципального контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в отношении индивидуального предпринимателя "_", в связи с его уклонением от заключения муниципального контракта по итогам электронного аукциона N 0312300056922000021 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 июля 2022 г. N 017/06/104-60/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022