Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко"" (далее - Заказчик) - Мурадов С.А., Чернышев С.Е.(по доверенности),
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
- ООО "Ренессанс-мед" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка изделий медицинского назначения "Система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей" ВМП2" (извещение N 0175200000422000355) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения "Система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей" ВМП2.
В соответствии с Описание объекта закупки (техническое задание) установлены следующие характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
1 |
Система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей |
Амплитуда движения насадки |
мкм |
|
Частота колебаний |
Килогерц |
|
||
Масса генератора |
кг |
Не более 15 |
||
Габаритные размеры: | ||||
Ширина |
см |
Не более 39 |
||
Высота |
см |
Не более 17 |
||
Потребляемая мощность генератора |
ВА |
не более 300 |
||
Рабочая частота генератора |
кГц |
Не более 55,5 |
||
Выходная мощность |
Вт |
Не менее 15 и не более 40 |
||
Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования | ||||
Проверочный наконечник |
|
Не менее 1 |
||
Ножной привод для активации (педаль), принадлежность к генератору электрохирургическому ультразвуковому | ||||
Количество педалей |
шт. |
Не менее 2 |
||
2 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
Частота колебания титанового лезвия ножниц в продольном направлении |
кГц |
Не менее 55 |
Диаметр ствола |
мм |
Не более 5,5 |
||
Ротация ствола при помощи ротационного кольца, расположенного на стыке ствола и рукоятки насадки (для быстрого доступа при помощи одной руки) |
градус |
не менее 360 |
||
3 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
Частота колебания титанового лезвия ножниц в продольном направлении |
кГц |
Не менее 55 |
Диаметр ствола |
мм |
Не более 5,5 |
||
Ротация ствола при помощи ротационного кольца, расположенного на стыке ствола и рукоятки насадки (для быстрого доступа при помощи одной руки) |
градус |
не менее 360 |
В жалобе Заявитель указывает, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены характеристики товара таким образом, что совокупности установленных характеристик соответствует товар одного производителя Reach Surgical, что не позволяет предложить качественные аналоги других производителей.
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: Описание объекта закупки сформировано объективно и с учетом потребности Заказчика. Описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из существующей потребности в закупаемых товарах и цели их использования. В частности, описание объекта закупки (техническое задание) содержит раздел 4 "Обоснование включения показателя в описание объекта закупки" с конкретизацией по каждому пункту, а также не имеет указания на конкретные товарные знаки или производителей.
Заказчик имеет опыт в приобретении расходных материалов и ультразвуковых хирургических систем для мягких тканей, которые применяются для надлежащего выполнения лечебной деятельности. Кроме того, согласно нормам Закона о контрактной системе. Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Медицинские изделия с указанными в описании объекта закупки (техническом задании) параметрами существуют и необходимы Заказчику исходя из опыта их использования. Техническая часть разработана с учетом клинической практики учреждения, когда выполнение процедур у пациентов с разными показаниями, наличием тех или иных сопутствующих заболеваний, требуют высокотехнологичного оборудования.
При этом, также следует отметить, что в своем сравнении Заявитель не указывает страны происхождения "альтернативных" товаров, в частности, по позиции 1: CSUS 6000 - Reach Surgical / "Рич Сёрджикал. Инк." / Китай Bowa Lotus - BOWA / БОВА-электроник ГмбХ & Ко.КГ / Германия Johnson Gen 11 - ETHICONE I "Этикон Эндо-Серджери. Эл-Эл-Си" / США, Мексика Ezisurg Medical ES01 - Китай Olympus USG-400 - THUNDERBEAT Olympus / "Олимпас Медикал Системе Корпорейшен" / Япония.
США. Германия и Япония ввели санкции против РФ и являются недружественными, в частности, распоряжением Правительства N 430-р от 05.03.2022 Соединенные Штаты Америки включены в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц. Соответственно, дальнейшее техническое обслуживание и гарантийная поддержка находится под угрозой. Более того, расходные материалы к указанным генераторам невозможно заменить из-за ограничений самих производителей, некоторые из которых прямо запрещают совместное использование медицинских изделий конкурентов.
Данные обстоятельства уже ставят под сомнение целесообразность закупки товаров представленных стран-производителей и объективно вынуждают выбирать альтернативную продукцию.".
Комиссией установлено, что по закупаемым товарам Заказчиком установлены следующие коды КТРУ 32.50.50.190-00002636 - Система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей, 32.50.50.190-00000078 - Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования, 32.50.50.190-00000078 - Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования.
Заказчиком указаны характеристики КТРУ, содержащиеся в описании товара, работы, услуги соответствующей позиции и являющиеся обязательными для применения, а также содержится обоснование включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Также Комиссия отмечает, что рынок медицинских изделий характеризуется как конкурентный, указанный товар имеется в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017.
Заказчиком в ходе заседания представлено письмо ООО "Интербиомед" от 15.07.2022, являющегося официальным представителем китайского производителя Reach Surgical, о соответствии установленным Заказчиком техническим требованиям продукции нескольких производителей - Ezisurg Medical, Co Ltd, Китай, а также Reach Surgical Inc, Китай.
Также согласно письму ООО "Биомедикалфарм" от 15.07.2022, являющегося официальным дистрибьютором Ezisurg Medical, продукция Ezisurg Medical соответствует техническим требованиям Заказчика.
Таким образом, согласно представленным Заказчикам сведениям, установленным характеристикам соответствует продукция как минимум двух производителей.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающие данные обстоятельства, не представил, в связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Изучив размещенный 08.07.2022 в ЕИС ответ на запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке, Комиссия УФАС установила, что заказчиком был дан ответ на запрос. Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлены требования к содержанию ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения, следовательно, заказчик самостоятельно определяет форму, объем и полноту такого ответа. Довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 июля 2022 г. N 082/06/106-847/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022