На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиками, Уполномоченными органами, Оператором электронной площадки закупок с номерами извещений в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373200000621000352 (далее - Закупка N 1), 0375100003621000691 (далее - Закупка N 2). 0375100003621000695 (далее - Закупка N 3), 0149100002922000001 (далее Закупка N 4), 0301200051922000023 (далее - Закупка N 5), 0873500000822000572 (далее - Закупка N 6)
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченными органами, Оператором электронной площадки Закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Оператором электронной площадки не прекращено блокирование денежных средств участников Закупок, признанных уклонившимися от заключения контрактов, в размере обеспечения заявок на участие в Закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.07.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв,заседание продолжилось 13.07.2022.
В результате рассмотрения поступившей информации и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
1. Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) установлен исчерпывающий перечень случаев возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021).
На заседании Комиссии установлено, что в Реестре не содержатся сведения об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 1-3.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что у Оператора электронной площадки отсутствует информация о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок N 1-3, в Реестр, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют правовые основания для разблокирования денежных средств или перечисления денежных средств, заблокированных на специальных счетах участников Закупок, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчикам.
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств участников, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 1-3, в размере обеспечения заявок на участие в закупках NN 1-3, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем учитывая, что на момент проведения внеплановой проверки у Комиссии отсутствуют сведения о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 1-3, в Реестр, Комиссия приходит к решению о передаче материалов дела от 13.07.2022 N П-259/22 для проведения контрольных мероприятий соответствующим должностным лицам:
- Московского УФАС России по закупке N 1;
- Крымского УФАС России по Закупкам NN 2-3.
2. На основании подпункта "а" пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, перевода в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021), заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки на счет,на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому
счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021), в течение одного часа с момента включения информации об участнике закупки в Реестр в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) в связи с его уклонением от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в Реестре не содержатся сведения об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 4-5.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что у Оператора электронной площадки отсутствует информация о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок N 4-5, в Реестр,в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют правовые основания для разблокирования денежных средств или перечисления денежных средств,заблокированных на специальных счетах участников Закупок, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчикам.
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площади комитета, выразившиеся в блокировании денежных средств участников, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 4-5, в размере обеспечения заявок на участие в закупках NN 4-5, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что на момент проведения внеплановой проверки у Комиссии отсутствуют сведения о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок NN 4-5, в Реестр, Комиссия приходит к решению о передаче материалов дела от 13.07.2022 N П-259/22 для проведения контрольных мероприятий соответствующим должностным лицам:
- Мурманского УФАС России по закупке N 4;
- Башкортостанского УФАС России по закупке N 5.
Также представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения и сообщил, что денежные средства участника, уклонившегося от заключения контракта по результатам проведения Закупки N 6 в размере обеспечения заявок, разблокированы.
Таким образом, информация о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Оператора электронной площадки, в части блокирования денежных средств участника Закупки N 6, уклонившегося от заключения контракта, в размере обеспечения заявки на участие в закупке N 6 не находит подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы от 06.07.2022 по делу N П-247/22 в Московское УФАС России, Крымское УФАС России, Мурманское УФАС России,Башкортостанское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий Заказчиков при проведении
Закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2022 г. N П-259/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022