На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиками, Уполномоченными органами, Оператором электронной площадки закупок с номерами извещений в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373200006221001532, 0372100030621000811, 0172200004621000250, 0334100007121000220, 0372200078921000087, 0334100007121000238, 0187300006521003634, 0372200108221000170, 0373200307321000672, 0167200003421008914, 0172200004721000362, 0373200307321000683, 0372200132621000027, 0373200082121001431, 0373200307321000689, 0357100012821000051, 0373200082121001477, 0373200307321000724, 0260100000922000003, 0875300029422000006, 0375100003622000001, 0330100010522000003, 0322300001722000034, 0373200036122000071, 0373200041522000016, 0334100020522000002, 0851100000222000001, 0373200003122000006, 0373200027422000130, 0809600001322000002, 0860200000822000315, 0160300013722000001, 0160300013722000002, 0137200001222000360, 0160300013722000003, 0358300284422000008, 0373200101022000029, 0860200000822000796, 0167300030122000019 (далее - Закупки)
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченными органами, Оператором электронной площадки Закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Оператором электронной площадки не прекращено блокирование денежных средств участников Закупок, признанных уклонившимися от заключения контрактов, в размере обеспечения заявок на участие в Закупках.
В результате рассмотрения поступившей информации и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
1. Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) установлен исчерпывающий перечень случаев возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021).
2. На основании подпункта "а" пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, перевода в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021), заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки на счет,на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021), в течение одного часа с момента включения информации об участнике закупки в Реестр в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе (в редакции от 30.12.2021) в связи с его уклонением от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в Реестре не содержатся сведения об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что у Оператора электронной площадки отсутствует информация о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок, в Реестр, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют правовые основания для разблокирования денежных средств или перечисления денежных средств, заблокированных на специальных счетах участников Закупок, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчикам.
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств участников, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок, в размере обеспечения заявок на участие в Закупках, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем учитывая, что на момент проведения внеплановой проверки у Комиссии отсутствуют сведения о включении либо об отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения Закупок, в Реестр, Комиссия приходит к решению о передаче материалов дела от 11.07.2022 N П-258/22 для проведения контрольных мероприятий соответствующим должностным лицам:
- Вологодского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0330100010522000003;
- Иркутского УФАС России по закупкам с номерами извещений в ЕИС 0334100007121000220, 0334100007121000238, 0334100020522000002;
- Калужского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0137200001222000360;
- Крымского УФАС России по закупкам с номерами извещений в ЕИС 0875300029422000006, 0375100003622000001;
- Мордовского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0809600001322000002;
- Московского УФАС России по закупкам с номерами извещений в ЕИС 0373200006221001532, 0373200307321000672, 0373200307321000683, 0373200082121001431, 0373200307321000689, 0373200082121001477, 0373200307321000724, 0373200036122000071, 0373200041522000016, 0373200003122000006, 0373200027422000130, 0373200101022000029;
- Новосибирского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0851100000222000001;
- Псковского УФАС России по закупкам с номером извещения в ЕИС 0357100012821000051;
- Ростовского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0358300284422000008;
- Санкт-Петербургского УФАС России по закупкам с номерами извещений в ЕИС 0372100030621000811, 0172200004621000250, 0372200078921000087, 0372200108221000170, 0172200004721000362, 0372200132621000027;
- Саратовского УФАС России по закупке с номерами извещений в ЕИС 0260100000922000003, 0860200000822000315, 0160300013722000001, 0160300013722000002, 0160300013722000003, 0860200000822000796;
- Тюменского УФАС России по закупке с номерами извещений в ЕИС 0167200003421008914, 0167300030122000019;
- Хабаровского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0322300001722000034;
- Ханты-Мансийского УФАС России по закупке с номером извещения в ЕИС 0187300006521003634.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы от 11.07.2022 по делу N П-258/22 в Вологодское УФАС России, Иркутское УФАС России, Калужское УФАС России, Крымское УФАС России, Мордовское УФАС России, Московское УФАС России, Новосибирское УФАС России, Псковское УФАС России, Ростовское УФАС России, Санкт-Петербургское УФАС России, Саратовское УФАС России, Тюменское УФАС России, Хабаровское УФАС России, Ханты-Мансийское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий Заказчиков при проведении Закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2022 г. N П-259/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022