Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Государственным учреждением - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "ОТР 2000" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в ред. от 01.05.2022), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "ОТР 2000" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 15.07.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела объявлен перерыв, заседание Комиссии продолжилось 19.07.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.04.2020 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию программного обеспечения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО) (номер извещения в ЕИС - 0273100000120000050).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 420 000 000 руб.
Между Заказчиком и ООО "ОТР 2000" заключен государственный контракт от 16.06.2020 N 202-15 (далее - Контракт), цена которого составила 415 800 000 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по развитию программного обеспечения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) (далее - Работы).
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что требования к объему, качеству, результатам выполнения Работ, перечень документации, подлежащей передаче исполнителем Заказчику в ходе исполнения и после завершения отдельного этапа исполнения Контракта, требования к такой документации, ее формату, виду носителя результата Работ установлены в технических требованиях (приложение N 1 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 1.3 Контракта Заказчик обязуется принять и оплатить результаты выполненных Работ в срок и порядке, установленные Контрактом.
На основании пункта 4.1 Контракта исполнитель выполняет работы в 3 этапа со следующими сроками начала и окончания:
- этап N 1 - с даты заключения Контракта не позднее 01.10.2020;
- этап N 2 - с даты утверждения Заказчиком Акта о приемке выполненных Работ по этапу N 1 не позднее 15.12.2020;
- этап N 3 - с даты утверждения Заказчиком Акта о приемке выполненных Работ по этапу N 2 не позднее 30.07.2021.
Пунктом 4.2 Контракта установлено, что доработка, разработка и согласование с Заказчиком документации, предусмотренной в приложении N 1 к Контракту (технические требования), согласование (утверждение) которой требуется для выполнения последующих Работ и приемки результатов Работ по каждому из этапов исполнения Контракта, осуществляются в сроки, установленные в приложении N 1 к Контракту (технические требования).
Согласно пункту 5.3 Контракта Заказчик осуществляет приемку результатов отдельного этапа исполнения Контракта на соответствие требованиям, установленным Контрактом, включая проведение экспертизы их соответствия условиям Контракта, в срок следующие сроки, исчисляемые с даты получения результатов этапа исполнения Контракта:
- по этапу N 1 - не более 10 рабочих дней;
- по этапу N 2 - не более 5 рабочих дней;
- по этапу N 3 - не более 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 5.8 Контракта в случае несоответствия результатов работ требованиям и условиям, установленным Контрактом, сведений, содержащихся в акте (актах), указанного (указанных) в пункте 5.2 Контракта, Заказчик в срок, установленный в пункте 5.3 Контракта, направляет исполнителю в письменной форме мотивированный отказ от принятия результатов работ и подписания акта (актов), указанного (указанных) в пункте 5.2 Контракта.
На основании пункта 5.9 Контракта исполнитель устраняет недостатки результатов работ своими силами и средствами в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения отказа Заказчика, указанного в пункте 5.8 Контракта, устраняет недостатки, письменно уведомляет Заказчика об устранении недостатков с перечнем внесенных изменений и предоставляет результаты работ в порядке, установленном в разделе 5 Контракта.
На основании представленных сторонами материалов Комиссией установлено, что ООО "ОТР 2000" нарушен срок выполнения Работ по этапу N 1 и N 2 Контракта, что подтверждается актом от 25.03.2021 о приемке выполненных Работ по этапу N 1 Контракта и актом от 28.12.2021 о приемке выполненных Работ по этапу N 2 Контракта.
Выполняемая в рамках этапа N 3 Контракта разработка программы и методики приемочных испытаний программного обеспечения ЕГИССО многократно дорабатывалась ООО "ОТР 2000", при этом Заказчиком в адрес ООО "ОТР 2000" направлялись мотивированные отказы в принятии Работ с замечаниями от 27.01.2022, от 28.03.2022, от 06.05.2022, от 17.06.2022.
По состоянию на 22.06.2022 Работы по этапу N 3 Контракта ООО "ОТР 2000" не выполнены.
В соответствии с частью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 14.9 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.06.2022 (далее - Решение).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона
N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ 24.06.2022 Решение размещено в ЕИС, направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения ООО "ОТР 2000", указанному в Контракте.
Согласно пояснениям представителей Заказчика информация о вручении Решения ООО "ОТР 2000" Заказчиком получена 28.06.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтовых отправлений.
Таким образом, 28.06.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закон о контрактной системе десятидневного срока ООО "ОТР 2000" нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 09.07.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии представители ООО "ОТР 2000" пояснили, что Заказчиком в нарушение пункта 5.3 Контракта направлены мотивированные отказы за пределами 10 рабочих дней (общей сложностью -256 календарных дней или 176 рабочих дней):
- письма ООО "ОТР 2000" с учетом замечаний Заказчика от 01.12.2021, от 28.02.2022, от 29.03.2022, от 30.05.2022.
- мотивированные отказы Заказчика в принятии Работ от 27.01.2022, от 28.03.2022, от 06.05.2022, от 17.06.2022.
Так, ООО "ОТР 2000" письмом от 01.12.2021 N 1814 направило Заказчику для согласования описание постановки задач 3 очереди (далее - ОПЗ). С учетом даты начала исполнения этапа N 3 Контракта срок на согласование истек 13.01.2022, однако, ответ Заказчика был получен исполнителем только 03.02.2022 (письмо Заказчика от 27.01.2022 N Я0-16-21/1933), а просрочка по вине Заказчика составила 21 календарный день или 15 рабочих дней с 14.01.2022 по 03.02.2022.
После доработки новых предложений Заказчика, которые могли быть установлены и указаны при первичном согласовании, письмом от 28.02.2022 N 266 ООО "ОТР 2000" направило Заказчику ОПЗ для повторного согласования. Срок согласования истек 05.03.2022, однако, ответ Заказчика был получен ООО "ОТР 2000" только 28.03.2022 (письмо Заказчика от 28.03.2022 N Я0-16-21/6926), а просрочка по вине Заказчика составила 23 календарных дня или 14 рабочих дней с 06.03.2022 по 28.03.2022.
Комиссией установлено, что Заказчиком приняты и оплачены выполненные ООО "ОТР 2000" Работы по этапу N 1 и N 2 Контракта на 312 552 900 руб., что составляет 75,17 % от цены Контракта.
Ввиду допущенной просрочки по этапу N 1 и N 2 Контракта ООО "ОТР 2000" в письмах от 14.07.2021 N 983, от 30.09.2021 N 1416, от 25.11.2021 N 1776 предлагало приступить к выполнению этапа N 3 Контракта до сдачи этапа N 2 Контракта, так как этап N 2 по функционалу не зависел от этапа N 3 Контракта.
Вместе с тем на указанные письма Заказчик отвечал отказом (письма от 03.08.2021 N ЕК-15-19/17914, от 12.10.2021 N ЯО-15-19/23271).
Кроме того, представители ООО "ОТР 2000" пояснили, что Заказчик письмом от 07.07.2022 N ЯО-16-21-15426 отказал в приемке этапа N 3 Контракта, поскольку к 08.07.2022 (согласно части 13 статьи 95 закона о контрактной системе конец десятидневного срока устранения нарушений обязательств по контракту) не успел бы установить и протестировать доработанный ООО "ОТР 2000" функционал.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, учитывая неоднократность нарушения Заказчиком сроков согласования, а также предпринимаемые ООО "ОТР 2000" действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, приходит к выводу, что у ООО "ОТР 2000" отсутствовал умысел на уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что информация об ООО "ОТР 2000" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "ОТР 2000" (ИНН: 7718162032), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2022 г. N 22/44/104/248
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022