Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2022.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение МБУ ДО "Детская художественная школа N2 им.В.И.Сурикова" (далее- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта N4/2022 от 14.03.2022 на поставку мольбертов, этюдников и столов скульпторов для нужд МБУ ДО "ДХШ N2 им. В.И.Сурикова" (реестровый номер 3482602602422000008), заключенного с индивидуальным предпринимателем _ по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600002122000043, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ИП _. (далее - поставщик) условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 15.07.2022 N320 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в отсутствии представителей сторон.
При этом, в адрес заказчика и поставщика были направлены уведомления о месте и времени проведения настоящей проверки.
Как следует из представленной заказчиком информации, требуемые заказчику товары, в установленный контрактом срок, поставщиком поставлены не были. В связи с нарушением поставщиком сроков поставки товаров, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 14.07.2022 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя _.. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N4/2022 от 14.03.2022 на поставку мольбертов, этюдников и столов скульпторов для нужд МБУ ДО "ДХШ N2 им. В.И.Сурикова" (реестровый номер 3482602602422000008), заключенного с индивидуальным предпринимателем _ по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600002122000043.
14.03.2022 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N4/2022 на поставку мольбертов, этюдников и столов скульпторов для нужд МБУ ДО "ДХШ N2 им. В.И.Сурикова" (реестровый номер 3482602602422000008) (далее -контракт).
В силу п.1.1 контракта, поставщик обязуется поставить товар Заказчику, в соответствии со спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар. Условия исполнения настоящего контракта соответствуют условиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, заявкой Поставщика на участие в закупке. Организация взаимодействия Поставщика и Заказчика производится через контрактного управляющего (контрактную службу) Заказчика.
Как следует из спецификации (приложение N1 к контракту), к поставке заказчику требуется следующий товар:
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, гарантийный срок товара и (или) объем предоставления гарантий их качества, наименование страны происхождения товара, номер реестровой записи (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе) |
Ед. изм. |
Количество |
Мольберт 32.99.53.130-00000018 Тип мольберта : Хлопушка Размещение: напольное Тип каркаса: Деревянный Мольберт двусторонний: нет Тип мачты: регулируемый Каркас мольберта выполнен из древесины хвойных пород. Рабочая зона мольберта из берёзовой фанеры. Ширина, миллиметр: 500 Высота, миллиметр: 1000 Наличие крепления холста: нет Складная полка: наличие Вес 4,5 кг Производитель:РФ |
шт |
170 |
Мольберт 32.99.53.130-00000019 Тип мольберта: H-образный Тип каркаса: деревянный Мольберт двусторонний: нет Тип мачты: регулируемый Ширина, миллиметр: 500 Высота, миллиметр: 1500 Наличие крепления холста: нет Основание мольберта на колесиках Полка для кистей и красок: наличие Материал: бук Вес 11 кг Производитель:РФ |
шт |
10 |
Этюдник 32.99.53.130-00000018 Тип мольберта: этюдник Тип каркаса: деревянный Мольберт двусторонний: нет Наличие крепления холста: да Ширина, миллиметр: 450 Высота, миллиметр: 950 Материал: бук Переносной ремень и ручка на корпусе: наличие Телескопические ножки: наличие Перегородки внутри ящика и палитра: наличие Производитель:РФ |
шт |
25 |
Стол скульптора 32.99.53.110 Материал: металл Диаметр рабочей зоны: 220 мм Высота турнетки, миллиметр: 55 мм Вес 4,5 кг Рабочая площадь имеет разметку в виде окружностей. Легкое и плавное вращение рабочей зоны. Производитель:РФ |
шт |
17 |
Стол скульптора 32.99.53.110 Материал: металл Диаметр рабочей зоны: 220 мм Высота турнетки, миллиметр: 55 мм Вес 4,5 кг Рабочая площадь имеет разметку в виде окружностей. Легкое и плавное вращение рабочей зоны. Производитель: РФ |
шт |
1 |
При этом, согласно п.2.3 контракта, товары поставляются заказчику в срок с даты заключения контракта до 29.04.2022.
Кроме того, согласно п.3.1 контракта, к обязанностям поставщика, в числе прочего, отнесено:
3.1.1. Определить представителя для обеспечения взаимодействия с Заказчиком.
3.1.2. Своими силами и средствами (а также силами привлеченных соисполнителей и субподрядчиков (в случае их привлечения)) поставить товар, в объеме, в сроки и на условиях, установленных настоящим контрактом.
3.1.3. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению обязательств, немедленно уведомить об этом Заказчика в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
А к обязанностям заказчика согласно п.3.2 контракта, в числе прочего, отнесено:
3.2.1. Определить представителя для обеспечения взаимодействия с Поставщиком.
3.2.2. Организовать приемку поставляемого товара.
3.2.3. Оплатить товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
Как установлено, в срок до 29.04.2022, требуемый заказчику товар поставщиком поставлен не был. Тем самым, поставщиком был нарушен срок поставки товара.
15.06.2022 заказчиком по адресу электронной почты поставщика и 17.06.2022 посредством сервиса WhatsApp была направлена претензия с требованием осуществить поставку товара в течение 5 рабочих дней с даты получения претензии.
При этом, из представленных заказчиком в материалы проверки документов установлено, что данная претензия поставщиком в указанные даты была получена и по электронной почте и посредством сервиса WhatsApp.
Однако, как установлено, в указанный в претензии срок, требуемый заказчику товар поставщиком также поставлен не был. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.
Таким образом, материалами проверки подтверждается факт неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товара.
01.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением поставщиком обязательств в установленный контрактом срок.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 13.3 контракта, основания расторжения и прекращения действия настоящего контракта определяются в соответствии с действующим законодательством и п. 7.1, п. 7.7, п. 13.1 настоящего контракта. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
А согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.
Контракт расторгнут 12.07.2022, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено, поставщиком, в течение вышеуказанного срока, не были исполнены обязательства относительно поставки требуемого заказчику товара.
В связи с не устранением поставщиком нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.
Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, заказчиком правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч.ч.1 - 3 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, доказательств, подтверждающих наличие каких-либо препятствий поставщику в поставке требуемых заказчику товаров, предусмотренных контрактом в установленный им срок, поставщиком в материалы проверки не представлено.
Кроме того, поставщиком в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им достаточных мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Между тем, заказчиком в материалы проверки представлена переписка с поставщиком, из содержания которой следует, что у поставщика отсутствовали намерения исполнять надлежащим образом условия заключенного контракта.
Таким образом, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, доказательств, свидетельствующих о том, что поставщиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки поставщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения электронного аукциона.
Поставщик подавал заявку, им выражено согласие на поставку товаров, предусмотренных контрактом, в установленные им сроки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У поставщика не возникло разногласий по контракту, он посчитал для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае поставщик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не поставил товар, предусмотренный контрактом. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, надлежащее намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года следующие сведения об индивидуальном предпринимателе _ (ИНН _):
- номер реестровой записи в едином реестре участников закупок: 22003328,
- идентификационный код закупки: 223482602602448260100100080013299244
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.07.2022 |
15.07.2022 |
14.07.2022 |
0 |
14.07.2022 |
21.07.2022 |
21.07.2022 |
0 |
26.07.2022 |
22.07.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 21 июля 2022 г. N РНП-48-87-м/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022