На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения ООО "ВЭСКК" (вх. Оренбургского УФАС России N 6532 от 11.07.2022 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 191-п от 12.07.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - (по доверенности);
представителя ООО "ВЭСКК" - (по доверенности);
представители ООО "ЕЭС-Гарант" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области при открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения территории муниципального образования (номер извещения N 0853300019222000013),
УСТАНОВИЛА:
11.07.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение ООО "ВЭСКК" (далее - Заявитель, Общество), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области требований законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения территории муниципального образования (номер извещения N 0853300019222000013) (далее - Закупка).
Из обращения и пояснений представителя Заявителя следует, что участник закупки ООО "ВЭСКК" в установленном порядке направил оператору ЭТП "Сбербанк-АСТ" а оператор разместил исполненный энергосервисный договор, заключенный между ООО "ВЭСКК" и МУП "Оленегорские тепловые сети" (впоследствии реорганизованном в АО "Оленегорские Тепловые Сети") N 14-01-2016 от 14.01.2016 г., подтверждающий соответствие требованиям ч. 2.1. ст. 31 Закона о контрактной системе. Указанный договор является энергосервисным договором в соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Подтверждением полного исполнения энергосервисного договора N 14-01-2016 от 14.01.2016 г. ООО "ВЭСКК" является акт от 30.04.21 г. об исполнении договора N 14-01-2016 от 14.01.2016 г. Направление указанных документов (энергосервисного контракта и актов, подтверждающих его исполнение) полностью подтверждает соответствие участника - ООО "ВЭСКК" требованиям ч. 2.1. ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом заказчиком вышеуказанный акт от 30.04.21 г. об исполнении договора N 14-01-2016 от 14.01.2016 г. при оценке заявок не был учтен и заявка исполнителя - ООО "ВЭСКК" была необоснованно отклонена. Указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы участника закупки - ООО "ВЭСКК" и напрямую влияют на итоги закупки
Согласно пояснениям представителя Заказчика, из представленного акта от 30.04.2021 г. невозможно увидеть сумму и размер достигнутой экономии, размер выполненных обязательств по договору, а также по результатам какого именно периода (месяца, года) выполнены обязательства в полном объеме. В составе документов, в том числе сведениях из реестра контракта и реестра договоров, представленных другими участниками данной закупки, имеются договоры и акты, с указанием достигнутого размера экономии за каждый период учета. Договор, представленный заявителем, также не является исключением и предполагает ежемесячное оформление актов. Однако, в нарушение условий представленного договора, вышеуказанные акты участником не приложены.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
16.05.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение и документация по открытому конкурсу в электронной форме на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения территории муниципального образования (номер извещения N 0853300019222000013).
Начальная максимальная цена контракта составляет 97 428 948,70 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, указанную в пунктах 1 - 10 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При изучении содержания извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0853300019222000013, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком соблюдены требования к содержанию извещений, предусмотренные пунктами 1 - 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчиком, при проведении рассматриваемых закупок установлены условия о соответствии участников требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 31 и частью 1.1 статьи 31, частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке).
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановления N 2571).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0853300019222000013 Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с п. 4 ПП РФ от 29.12.2021 г. N 2571:
"3. 1 Требования в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571
Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта".
Пунктом 4 Постановления N 2571 установлено, что что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок (N 0853300019222000013) от 06.07.2022 г. (далее - протокол) заявка заявителя - ООО "ВЭСКК" (идентификационный номер заявки N 147) - отклонена конкурсной комиссией Заказчика со следующей формулировкой:
"На основании п. 2 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно:
В соответствии с извещением о проведении закупки установлены Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора. Такие документы направляются заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Участником представлен договор, заключенный между ООО "ВЭСКК" и МУП "Оленегорские тепловые сети" (впоследствии реорганизованном в АО "Оленегорские Тепловые Сети") энергосервисный договор N14-01-2016 от 14.01.2016 г. При этом последний акт по договору был подписан 30.04.2018 г., что не соответствует требованиям извещения и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с пп. в) п. 4 Постановления N 2571 в составе документов участника предоставляются акт либо акты, с указанием цены поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В составе документов, полученных от оператора электронной площадки в подтверждение соответствия требованиям в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлен энергосервисный договор N 14-01-2016 от 14.01.2016 г.
В соответствии с п. 2.4 энергосервисного договора N 14-01-2016 от 14.01.2016 г.: "2.4. Стороны пришли к соглашению, что размер экономии расходов Заказчика на оплату потребляемой электроэнергии в результате исполнения договора должен составлять 85 433 584,46 руб."
При этом в соответствии с п. 3.2. договора: "3.2. Расчеты по настоящему договору осуществляются ежемесячно по результатам выявленной фактической экономии за отчетный период"
Также в соответствии с п. 3.4. договора: "3.4. Исполнитель, в срок до 5 (пять) числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет заказчику акт сверки расчета фактической экономии электроэнергии за отчетный период (Приложения NN 4а(б,в) Договора), в последующем направляет счет к оплате".
Таким образом, форма акта приемки выполненных работ представлена Приложением NN 4а(б,в) Договора и приложена к договору. Оформление каких-либо иных актов приемки работ согласно условиям договора не предусмотрено.
Также в соответствии с п. 3.5 договора:
"3.5. Заказчик в течение 5 (пять) календарных дней со дня поступления акта обязуется его рассмотреть, подписать и направить 1 (один) экземпляр акта исполнителю".
В представленных документах вышеуказанные акты, свидетельствующие о приемке в соответствии с условиями договора отсутствуют. Акт от 30.04.2021 г. не предусмотрен условиями договора в качестве документа, подтверждающего исполнение договора со стороны исполнителя, в связи с этим данный акт не был принят комиссией в качестве акта приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с п. 4 Постановления N 2571.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, из содержания договора следует, что ежемесячно фиксируется размер экономии и данные суммы отражаются в акте, который подписывается сторонами и свидетельствует о приемке товаров, работ, услуг. Из представленного акта от 30.04.2021 г. невозможно увидеть сумму и размер достигнутой экономии, размер выполненных обязательств по договору, а также по результатам какого именно периода (месяца, года) выполнены обязательства в полном объеме. В составе документов, в том числе сведениях из реестра контракта и реестра договоров, представленных другими участниками данной закупки, имеются договоры и акты, с указанием достигнутого размера экономии за каждый период учета. Договор, представленный заявителем, также не является исключением и предполагает ежемесячное оформление актов. Однако, в нарушение условий представленного договора, вышеуказанные акты участником не приложены.
Согласно пояснениям представителя Заявителя, в составе заявки присутствует информационное письмо к исполненному контракту N 14-01-2016 от 14.01.2016 г., подтверждающее соответствие участника требованиям ч. 2.1. ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому "Результатом оказания услуг, предусмотренным условиями энергосервисного договора N14-01-2016 от 14.01.2016 г., является достижение заданного размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении (п. 2.4. договора). Стоимость договора определена п. 2.4. договора и составляет 85 433 584,46 рублей.
_условиями энергосервисного договора N14-01-2016 от 14.01.2016 г., обусловленными спецификой энергосервисного соглашения, регулируемой положениями Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", не предусмотрено наличие акта приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающих цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В данном случае цена определена из установленного договором размера экономии энергетического ресурса с учетом стоимости единицы такого ресурса.
Подтверждением полного исполнения энергосервисного договора N14-01-2016 от 14.01.2016 г. ООО "ВЭСКК" является Акт об исполнении договора N14-01-2016 от 14.01.2016 г."
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Закон о контрактной системе не возлагает на конкурсную комиссию заказчика обязанность по проверке представленных в заявке документов. Участником закупки должна быть исключена возможность неоднозначного толкования данных документов.
Вместе с тем, акт от 30.04.2021 г. допускает неопределенность в толковании, поскольку не являются актом приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающим цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с пп. в) п. 4 Постановления N 2571, а информационное письмо к исполненному контракту N 14-01-2016 от 14.01.2016 г. подписано лишь одной стороной (генеральным директором ООО "ВЭСКК") и носит декларативный характер.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, установленные в конкурсной документацией требования, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу, основания для переоценки принятого конкурсной комиссией Заказчика решения у Оренбургского УФАС России отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения территории муниципального образования (номер извещения N 0853300019222000013) в части заявленных доводов не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 июля 2022 г. N 08-09-39/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022